АНТРОПОМОРФНЫЙ СИМВОЛИЗМ ДОМА В ПОГРЕБАЛЬНОЙ И ПОМИНАЛЬНОЙ ОБРЯДНОСТИ: ТЕЛО, ДУША, ЖЕРТВА (УКРАИНСКАЯ, БЕЛОРУССКАЯ, ЗАПАДНОРУССКАЯ И ПОЛЬСКАЯ ТРАДИЦИИ)

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
похороны, жертвоприношение, душа, домовой, тело, дом, смерть, строительство
Автор
М.А. АНДРЮНИНА
Сведения об авторе
МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА АНДРЮНИНА
https://orcid.org/0000-0002-8312-7319
Кандидат филологических наук, научный сотрудник отдела европейских и американских исследований Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН:
Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинский пр-т, д. 32а;
тел.: +7 (495) 938-08-51; e-mail: maryandr@mail.r
Аннотация

Взаимосвязь микрокосма и  макрокосма, жилища человека, его тела и души проявляет себя на разных уровнях традиционной культуры, в мифологических представлениях, в обрядности, в разных жанрах фольклора; имеет важное значение для реконструкции мифологических представлений, связанных с картиной мира и судьбами человеческих душ. В статье исследуется антропоморфный символизм дома в комплексе погребальной и поминальной обрядности, в котором последовательно разрабатываются идеи разрушения смертью «дома души» —  тела, что далее реально и символически реализуется в разрушении жилища, мыслившегося как увеличенная реплика человеческого тела; а потом, по мере прохождения времени с момента смерти и завершения цикла обрядов погребения и личных поминок, происходит «восстановление» дома и космического порядка бытия, ранее нарушенного смертью. С другой стороны, возведение жилища часто символически оканчивалось с первой смертью в нем, в чем прослеживается преемственность со строительным жертвоприношением. Душа умершего приобретала «новое тело» —  дом, могла становиться его хранителем — д омовым, обеспечивая надежность и сохранность жилища и семьи. Для анализа этого фрагмента культуры привлечены данные Белорусского и Украинского Полесья, некоторых западнорусских (Брянская, Калужская, Смоленская) и белорусских (Минская, Могилевская — п олевые записи автора) областей; также в компаративных целях использовались материалы, относящиеся к другим регионам.

Список литературы

Андрюнина 2012 —  Андрюнина М. А. Труба печная // Славянские древности. Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 5: С (Сказка) —  Я (Ящерица). / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М., 2012. С. 325–329.

Байбурин 1983 —  Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983.

Байбурин 1993  —  Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993.

Зеленин 1994  —  Зеленин Д. К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1901– 1913. М., 1994.

Кабакова 2004  —  Кабакова Г. И. Открытый  —  закрытый // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В  5  т. Т.  3: К (Круг) — П  (Перепелка) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М., 2004. С. 594–597.

Кабакова 2012 —  Кабакова Г. И. Тело // Славянские древности Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 5. С (Сказка) —  Я (Ящерица) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М., 2012. С. 247–251.

Кинжалов 1991 —  Кинжалов Р. В. Индейцев центральной Америки мифология // Мифы народов мира. Т. 1. М., 1991. С. 516–522.

Конобродська 2007  —  Конобродська В. Полiський поховальний i поминальнi обряди // Етнолiнгвiстичнi студiї. Т. 1. Житомир, 2007.

Левкиевская 1999 —  Левкиевская Е. Е. Духи локусов // Славянские древности. Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 2. Д —  К (Крошки). / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М., 1999. 155–157.

Логинов 1993  —  Логинов К. К. Семейные обряды и верования русских Заонежья. Петрозаводск, 1993.

Мелетинский 1991  —  Мелетинский Е. М. Имир // Мифы народов мира. Т. 1. М., 1991. С. 510.

Плотникова 2009 —  Плотникова А. А. Порог // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 4: П (Переправа через воду) —  С (Сито) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М., 2009. С. 173–178.

Седакова 2004  —  Седакова О. А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. М., 2004.

Толстая 1999 —  Толстая С. М. Душа // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 2. Д — К  (Крошки) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М., 1999. С. 162–167.

Толстая 2008  —  Толстая С. М. Пространство слова. Лексическая семантика в общеславянской перспективе. М., 2008.

Чагин 1993  —  Чагин Г. Н. Мировоззрение и традиционная обрядность русских крестьян Среднего Урала в середине XIX — начале XX в. Пермь, 1993. Элиаде 1994  —  Элиаде М. Священное и мирское / Пер. с фр., предисл. и коммент. Н. К. Гарбовского. М., 1994.

Adamowski 1999  —  Adamowski  J. Kategoria przestrzeni w folklorze. Studium etnolingwistyczne. Lublin, 1999. Biegeleisen 1929 —  Biegeleisen H. U kolebki. Przed ołtarzem. Nad mogiłą. Lwów, 1929.

Biegeleisen 1930  —  Biegeleisen H. Śmierć w оbrzędach, zwyczajach i  wierzeniach ludu polskiego. Warszawa, 1930. Fischer 1921  —  Fischer A. Zwyczaje pogrzebowe ludu polskiego. Lwów, 1921.

Kowalska-Lewicka 1983 —  Kowalska-Lewicka A. Wierzenia i zwyczaje związane ze śmiercią // Studia z kultury ludowej Beskidu Sądeckiego, Wrocław — Warszawa — Kraków — Gdańsk —  Łódź, 1983. S. 53–89.

Simonides 1988 —  Simonides D. Od kolebki do grobu. Śląskie wierzenia, zwyczaje i obrzędy rodzinne w XIX wieku. Opole, 1988