Кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и общей филологии Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина: Российская Федерация,
Республика Коми, 167000, г. Сыктывкар, Октябрьский пр., д.55; тел.: +7 (8212)39-03-97; e-mail:
juli_il@rambler.ru
В статье дается характеристика лексем, определяющих «старинные» праздники усть-цилемского народного календаря, которые объединены запретом на выполнение в эти дни работы. В печорских говорах сосуществует несколько прилагательных, называющих такие календарные праздники: «притчевые», «притчливые», «притчливатые», «притчеватые», «приточливые», «прикосливые», «потрус(ш)ливые», «оветные». Каждая из этих лексем обладает живой внутренней формой и реализует свою модель характеристики праздничных дней. Корни слов «приточливый» и «прикосливый» заключают в себе идею воздействия на человека внешних сил посредством физического прикосновения (ткнуть) или взгляда (косого). В результате прилагательные устанавливают связь между этим событием (конкретнее — несчастным случаем: притчей и прикосом) и тем периодом в годовом календарном цикле, когда несчастье может произойти. Во внутренней форме лексем «потрус(ш)ливый» и «оветный» выражается ответ человека на несчастный случай, произошедший в праздничный день: «потрус(ш)ливый» заключает представление об эмоциональной реакции человека на однажды пережитое и теперь тоже возможное несчастное происшествие, а «оветный» — о реакции рациональной. В результате номинации календарных праздников в печорских говорах можно условно представить в виде причинно-следственной цепочки: случай, приведший в этот день к болезни и интерпретируемый как результат влияния внешнего негативного воздействия («приточный», «прикосливый»), и ответная реакция на него — переживание боязни возможного в этот день несчастного случая («потрушливый») или отказ от работы, который получает закрепление в произносимом обещании в этот день не работать («оветный»).
Дронова 2007 — Дронова Т.И. Иван день в традиции староверов-беспоповцев УстьЦильмы // Этнографическое обозрение. 2007. № 2. С. 106–118.
Канева 2000 — Канева Т.С. Календарнобытовой уклад жизни устьцилемов (по публикациям XIX — начала XX в. и материалам фольклорных экспедиций СыктГУ) // Старообрядчество: История, культура, современность: Матер. 5-й науч. -практ. конф. М., 2000. С. 412–429.
РК СРГНП — Словарь русских говоров Ни‑ зовой Печоры: В 2 т. / Под ред. Л.А. Ивашко. СПб., 2003–2005.
СРНГ — Словарь русских народных гово‑ ров / Под ред. Ф.П. Филина. М.; Л., 1965–1989. Вып. 1–23; Словарь русских народных говоров / Под ред. Ф.П. Сороколетова. Л. (СПб.), 1990– 2010. Вып. 24–43.
Срезневский 1989 — Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка: В 3 т. СПб., 1893–1912. Репринт. изд. М., 1989.
Толстая 2008 — Толстая С.М. Терминология обрядов и верований как источник реконструкции древней духовной культуры // Толстая С.М. Пространство слова. Лексическая семантика в общеславянской перспективе. М., 2008. С. 210–225.
Фасмер 1996 — Фасмер М. Этимологический словарь русского языка / Под ред. О.Н. Трубачева. СПб., 1996. Т. 1–4.