Буддийские реликвии как основа создания этнополитического мифа: новый взгляд на особенности религиозного возрождения в Бурятии

Альманах
Ключевые слова
Хамбо-лама Аюшеев, Итигэлов, реликвии, бурятское возрождение, бурятский буддизм
Автор
C.А. Соколова
Сведения об авторе
Софья Александровна Соколова
https://orcid.org/0000-0002-7657-548X
Аналитик Учебно-научного центра социальной антропологии Российского государственного гуманитарного университета:
Российская Федерация, 125047, г. Москва, Миусская пл., д. 6, стр. 2;
тел.: +7 (495) 250-61-02; e-mail: sophico512@yandex.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2022.23.4.008
Благодарность

Статья подготовлена в рамках реализации проекта «Роль этнического фактора в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития приграничных территорий Сибири и Дальнего Востока» (Программа фундаментальных и прикладных научных исследований «Этнокультурное многообразие российского общества и укрепление общероссийской идентичности» 2020–2022 гг.).

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению роли реликвий в формировании и продвижении концепции «северного буддийского возрождения» или, иными словами, смещения центра мирового буддизма из Тибета на север, в Республику Бурятия. На основе данных об обнаруженных в недавнее время реликвиях и связанных с этим популярных легенд автор обнаруживает и исследует параллели с процессами возрождения буддизма в Тибете в X–XII вв., а также размышляет над тем, может ли Улан-Удэ стать новым религиозным центром, как это случилось с Лхасой в прошлом. Значительная часть статьи посвящена вопросам культурного суверенитета в его тесной связи с концепцией суверенного бурятского буддизма. Автор приходит к выводу, что, несмотря на наличие определенных предпосылок, становление Бурятии в качестве нового мирового центра буддизма на текущий момент маловероятно. При этом статуса важного центра буддизма школы Гелуг (или ламаизма, «желтой веры») республика вполне может достичь, если такая цель будет поставлена.

Список литературы

Источники и материалы

Большая российская энциклопедия 2012 — Москва — Третий Рим // Большая российская энциклопедия. Т. 21. М.: БРЭ, 2012. С. 234–235.

Васильева 2010 — Васильева Я. Д. Возвращение Итигэлова // Журнал «Буддизм. ru». [Электронный ресурс]. 2010. № 16. URL: https://avidreaders.ru/read-book/buddizmru‑16–2010.html (дата обращения: 02.04.2022).

Интервью 2003 — Дамба Аюшеев: <Я не перерожденец Хамбо-ламы Итигэлова> // Новостной портал «Информ Полис». [Электронный ресурс]. 2003. 16.09. URL: https://www.infpol.ru/166842damba-ayusheev-ya-ne-pererozhdenets-khambolamy-itigelova/ (дата обращения: 02.04.2022).

Интервью с Аюшеевым 2018 — Интервью с Хамбо-ламой Дамбой Аюшеевым, программа «Разбор полета» // Радио «Эхо Москвы». [Электронный ресурс]. 2018. 01.08. URL: https://echo. msk.ru/programs/razbor_poleta/2249838-echo/ (дата обращения: 15.06.2021).

Мировые известности 2018 — Мировые известности работают над спектаклем о Пандито Хамбо-ламе Итигэлове // Бурятский театр оперы и балета. [Электронный ресурс]. 2018. URL: https://uuopera.ru/mirovye-izvestnosti-rabotayutnad-spe/ (дата обращения: 23.03.2022).

Петров 2019 — Петров В. Кому помогает богиня Янжима? // Новостной портал «Информ Полис». [Электронный ресурс]. 2019. 24 декабря. URL: https://www.infpol.ru/101008komu-pomogaet-boginya-yanzhima-/ (дата обращения: 23.03.2022).

ПМА 2022 — Полевые материалы автора 2022 г. Республика Бурятия: г. Улан-Удэ, г. Кяхта, г. Хоринск.

Пресс-конференция 2006 — Пресс-конференция «Мировой феномен ХII Пандито Хамбо-ламы Итигэлова» // Сайт Российского государственного гуманитарного университета. [Электронный ресурс]. 2006. 29.11. URL: https://www.rsuh.ru/news/detail.php? ID=31409 (дата обращения: 30.03.2022).

Шагнаева 2017 — Шагнаева И. В Анинский дацан вернулась святыня // Сетевое издание «Новая Бурятия». [Электронный ресурс]. 2017. 31.07. URL: https://newbur.ru/newsdetail/v_ aninskiy_datsan_vernulas_svyatynya/ (дата обращения: 03.04.2022).

 

Исследования

Амоголонова 2010 — Амоголонова Д. Д. Возвращение Хамбо-ламы Итигэлова в контексте бурятского этнокультурного возрождения // Народы и религии Евразии. 2010. № 4. С. 140–153.

Амоголонова 2012 — Амоголонова Д. Д. Возвращение Хамбо-ламы Итигэлова и новая концепция возрождения Бурятии // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 7. С. 65–70.

Амоголонова 2013 — Амоголонова Д. Д. Банальная религиозность и религиозная вера в этнонациональной идентичности современных бурят // Studia Culturae. 2013. № 18. С. 147–160.

Амоголонова 2017 — Амоголонова Д. Д. Хамбо-лама Дамба Аюшеев и его роль в современном буддийском возрождении Бурятии // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2017. № 2. С. 33–42.

Жуковская 2013 — Жуковская Н. Л. О буддизме и буддистах: Статьи разных лет. 1969– 2011. М.: Ориенталия, 2013.

Йонутите 2020 — Йонутите К. «Без овечьей отары достойной жизни не будет»: установление границы религии в контексте социально вовлеченного буддизма в Бурятии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. № 1 (38). С. 106–122.

Монтлевич 2008 — Монтлевич В. М. Сандаловый Будда // Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство: Вторые Доржиевские чтения / Ред.-сост. Ц. А. Самбуева; Отв. ред. А. О. Бороноев. СПб.: Петербург. востоковедение, 2008. С. 297–303.

Bernstein 2011 — Bernstein A. The Post-Soviet Treasure Hunt: Time, Space, and Necropolitics in Siberian Buddhism // Comparative Studies in Society and History. 2011. Vol. 53. № 3. P. 623–653.

Davidson 2005 — Davidson R. M. Tibetan Renaissance: Tantric Buddhism in the Rebirth of Tibetan Culture. N. Y.: Columbia University Press, 2005.

Для цитирования

Соколова С. А. Буддийские реликвии как основа создания этнополитического мифа: новый взгляд на особенности религиозного возрождения в Бурятии // Традиционная культура. 2022. Т. 23. № 4. С. 92–100.