https://orcid.org/0000-0002-7670-3912
Доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, заведующий сектором этнологических исследований отдела истории, археологии и этнографии Пермского научного центра УрО РАН:
Российская Федерация, 614090, г. Пермь, ул. Ленина, д. 13а;
тел.: +7 (3422) 212-70-19; e-mail: atschernych@yandex.ru
Исследование выполнено в рамках гранта РФФИ № 17-11-59002 «Цыганские общины Урала: история, традиционная культура, этнические процессы».
В статье на основе материалов полевых исследований у цыган России этнографической группы кэлдэрары ветви молдовая рассматривается бытование текстов христианских фольклорных легенд в одной из локальных традиций — родовой группе рувони (Пермь). Задачи настоящего исследования: презентация и публикация текстов христианских легенд цыган-кэлдэраров, выявление особенностей их бытования, анализ сюжетов и мотивов. Среди основных зафиксированных сюжетов и мотивов — сотворение мира, появление и грехопадение первых людей, происхождение разных народов, потоп, рождение и распятие Христа. Большинство записанных легенд имеют этиологический характер, при этом их стержневым мотивом является объяснение исключительности цыганского сообщества среди других народов мира. Центральное место занимают те, которые объясняют происхождение и характерные особенности цыганского народа — кочевой образ жизни и выделенность среди соседних народов. Другой особенностью является ярко выраженный «этнический» характер. Цыгане выступают главными действующими персонажами в большинстве нарративов. Основным в объяснении цыганской исключительности и наиболее распространенным среди цыганских нарративов являются легенды новозаветной истории о распятии Христа. Сюжет легенд о спрятанном цыганом гвозде для распятия в локальной традиции представлен разными вариантами. В благодарность за облегчение мук Христа цыгане «приобретают хитрость, которой и живут», «Бог за всё прощает цыган». Спецификой значительного числа цыганских текстов легенд является включение лишь определенных христианских мотивов в корпус мифологического повествования. Эти тексты активно бытуют и сейчас, сохраняют актуальность для новых поколений, поскольку играют важную роль в формировании цыганской идентичности, объясняя исключительность и избранность цыган.
Агапкина 2012 — Агапкина Т. А. Яблоня // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М., 2012. С. 611–613.
Белова 2003 — Белова О. В. Кто есть кто? Происхождение и судьба народов в свете «фольклорной этнологии» // Россия — ХХI век. 2003. № 4. С. 168–172.
Белова 2007 — Белова О. В. Библейские легенды в фольклоре славянских и финно-угорских народов // Славянский альманах 2006. М., 2007. С. 229–241.
Белова 2012 — Белова О. В. Яблоко // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М., 2012. С. 608–611.
Друц 1990 — Друц Е., Гесслер А. Цыгане: Очерки. М., 1990. Кабакова 1999 — Кабакова Г. Н. Адам и Ева в легендах восточных славян // Живая старина. 1999. № 2. С. 2–4.
Кожанов, Черных 2016 — Кожанов К. А., Черных А. В. Мифологические персонажи цыган-кэлдэраров: мамёрры // Традиционная культура. 2016. № 4 (64). С. 135–146.
Кузнецова 2014 — Кузнецова В. С. О локальных особенностях сибирского корпуса легенд русской фольклорной Библии // Языки и фольклор коренных народов Сибири. 2014. № 1 (26). С. 54–60.
Народная Библия 2004 — «Народная Библия»: Восточнославянские этиологические легенды / Сост. и коммент. О. В. Беловой). М., 2004.
Народы 2014 — Народы Пермского края: История и этнография / А. В. Черных, Д. И. Вайман, Т. Г. Голева, М. С. Каменских, С. А. Шевырин. Т. 2. Пермь,
2014. Ойноткинова 2013 — Ойноткинова Н. Р. Легенды о потопе и Вавилонской башне в фольклоре тюрков Южной Сибири // Сибирский филологический журнал. 2013. № 2. С. 22–28.
Ойноткинова 2013а — Ойноткинова Н. Р. Библейские сюжеты и мотивы в несказочной прозе алтайцев // Живая старина. 2013. № 2. С. 42–44.
Смирнова 2002 — Смирнова О. Н., Чувьюров А. А. Христианские легенды в традиционной культуре коми // Живая старина. 2002. № 3. С. 14–16.
Трофимова 2011 — Трофимова К. П. Космогонические элементы в религиозных представлениях цыган // Религиоведение. 2011. № 3. С. 21–33.
Трофимова 2013 — Трофимова К. П. Религиозные представления и обряды цыган ЮгоВосточной Европы. Дис. … канд. филос. наук. М., 2013.
Черных 2003 — Черных А. В. Пермские цыгане: Очерки этнографии цыганского табора. Пермь, 2003.
Черных 2012 — Черных А. В. Комара — хозяйка золота и хранительница кладов в традиционной культуре и фольклоре цыган-кэлдэраров // Традиционная культура. 2012. № 3 (47). С. 120–128.
Шарапов 1996 — Шарапов В. Э. Христианские сюжеты в фольклоре коми старообрядцев Средней Печоры // Христианизация Коми края и ее роль в развитии государственности и культуры. Т. 2 / Отв. ред. Э. А. Савельева. Сыктывкар, 1996. С. 310–320.
Marushiakova 1994 — Marushiakova E., Popov V. Legends // Studii Romani. Vol. I. Sofia, 1994. P. 103–106.