День оленевода у селькупов: история, трансформации, основные особенности, значения

Альманах
Ключевые слова
селькупы, День оленевода, сохранение традиционной культуры, новые формы традиционной культуры, отношения с властью, этноконсолидация, этничность
Автор
О.Б. Степанова
Сведения об авторе
Ольга Борисовна Степанова
https://orcid.org/0000–0002–2130–2695
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН:
Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 3;
тел.: +7 (911) 999-32-92; e-mail: stepanova67@mail.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2024.25.3.011
Аннотация

Статья посвящена главному национальному празднику северных селькупов — Дню оленевода. Ставилась задача всестороннего рассмотрения праздника и выявления его значений. Основные материалы для исследования собирались в Красноселькупском районе ЯНАО на Днях оленевода 2016 и 2024 гг. В результате исследования были сделаны следующие выводы. Современный селькупский День оленевода перенял эстафету у аналогичного праздника советского времени, но при этом качественно изменился: был значительно увеличен праздничный призовой фонд, усовершенствована организация и структура. В результате изменений сформировались новые приметы Дня оленевода: сегодняшние селькупы ждут очередного праздника весь год, готовятся к нему коллективно, заранее и «с душой»; организатором и координатором праздника выступает администрация района и поселков; праздник превратился в яркую презентацию национальной селькупской культуры. День оленевода сплачивает селькупов и способствует подъему селькупского самосознания, а также улучшает отношения власти и проживающих в районе коренных северян. Благодаря солидному призовому фонду День оленевода служит важной статьей дохода для многих селькупских семей. Праздник отражает состояние селькупского оленеводства — по количеству выставленных на оленью гонку упряжек можно судить о числе местных оленеводческих хозяйств; проведение праздника прекращается, если в каком-то поселке оленеводство сошло на нет. Важнейшие значения Дня оленевода — сохранение и презентация традиционной культуры в новых формах, соответствующих реалиям времени. Сам праздник и все праздничные опции в отдельности — оленья гонка, чумы, принимающие гостей, этническая кухня, показы национальной одежды, сувенирные и продовольственные выставки-продажи — являются новыми формами традиционной селькупской культуры. Актуальность исследования подчеркивается малоизученностью селькупского Дня оленевода и значением, которое он имеет для современных селькупов.

Список литературы

Источники и материалы

АКР — Архивный отдел администрации муниципального образования Красноселькупский район. Воробьева 1989 — Воробьева В. Вот так праздник // Северный край. 1989. № 19.

Тройно 1993 — Тройно В. Призы достались достойным // Северный край. 1993. № 21.

ПМА 2016 — Полевые материалы автора экспедиции 2016 г. в Красноселькупский район Ямало-Ненецкого автономного округа.

ПМА 2024 — Полевые материалы автора экспедиции 2024 г. в Красноселькупский район Ямало-Ненецкого автономного округа.

 

Исследования

Мартынова, Новикова 2012 — Мартынова Е. П., Новикова Н. И. Тазовские ненцы в условиях нефтегазового освоения. М.: ИП А. Г. Яковлев, 2012.

Перевалова 2019 — Перевалова Е. П. Обские угры и ненцы Западной Сибири: этничность и власть. СПб.: МАЭ РАН, 2019.

Пивнева 2014 — Пивнева Е. А. Пути и возможности сохранения обско-угорских языков и культур в условиях глобализации: опыт Югры // Труды Карельского научного центра РАН. 2014. № 3. С. 58–65.

Пушкарева 2010 — Пушкарева Е. Т. Культура народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа как один из маркеров его региональной идентичности // Этнокультурное наследие народов Севера России: К юбилею доктора исторических наук, профессора З. П. Соколовой. М.: Типогр. «Новости», 2010. С. 243–255.

Степанова 2018а — Степанова О. Б. Отношения государства и коренных малочисленных народов Севера в начале ХХI в. в Красноселькупском районе ЯНАО // Вестник угроведения. 2018. № 2. С. 365–374.

Степанова 2018б — Степанова О. Б. Связь двух эпох: воплощение в празднике // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2018. № 2. С. 148–156.

Тучкова 2015 — Тучкова Н. А. Художественная самодеятельность и фольклорномифо­творческий процесс как этноконсолидирующие факторы, стимулирующие рост этнической идентичности (по материалам Парабельского района Томской области) // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2015. № 2. С. 102–111.

Для цитирования

Степанова О. Б. День оленевода у селькупов: история, трансформации, основные особенности, значения // Традиционная культура. 2024. Т. 25. № 3. С. 146–156.