Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института филологии Сибирского
отделения РАН: Российская Федерация, 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, д. 8;
тел.: + 7 (383) 330-14-52; e-mail: n.oynotkinova@gmail.com
В статье рассматриваются эсхатологические представления алтайцев в контексте истории развития их религиозных взглядов. Автор, опираясь на принятые в исторической науке точки зрения, предполагает, что мифы о кончине мира проникали в прошлом к алтайцам в результате длительных культурно-исторических контактов с разными народами, распространявшими манихейство, несторианство, буддизм и православие. По содержанию алтайские эсхатологические повествования схожи с рассказами и духовными стихами о кончине мира у русских. Общее в них обнаруживается в выражении ветхозаветных христианских догм. Их сближает также особая метафорика языка: в них присутствуют схожие иносказания. Специфика алтайских эсхатологических текстов заключается в синтезе понятий и идей исконного шаманизма, христианства и буддизма, что было характерно для древнего манихейства. Эти произведения обладают особой жанровой способностью актуализироваться в тех ситуациях, когда перед обществом ставились серьезные вопросы, от решения которых зависело его будущее. Об этом свидетельствуют рассказы бурханистов в начале ХХ в., ожидавших пришествия мессии Ойрот-хана, который спасет свой черноголовый народ и уведет за собой в новую страну.
АКК — Алтай кеп-куучындар (Алтайские предания) // Сост. И. Б. Шинжин, Е. Е. Ямаева. Горно-Алтайск, 1994. На алт. яз.
Антонов 2013 — Антонов Д. И. Из «народной Библии» сел Самойловка и Залесянка // Живая старина. 2013. № 4. С. 48–51.
АПП — Алтайские пословицы и поговорки / Сост. Н. Р. Ойноткинова. Новосибирск, 2010. Ахметова 2004 — Ахметова М. В. Эсхатологические мотивы современной мифологии в России конца ХХ — начала XXI вв.: Дис. ... канд. филол. наук. М., 2004.
Бессонов 2012 — Бессонов И. А. Образ чудовищных птиц в эсхатологических рассказах // Живая старина. 2012. № 1. С. 4–7.
Бессонов 2014 — Бессонов И. А. Русская народная эсхатология: история и современность. М., 2014.
Громов 2003 — Громов Д. В. Фольклорные тексты о «ранешней» Библии // Живая старина. 2003. № 1. С. 42–44.
Кляшторный 1959 — Кляшторный С. Г. Историко-культурное значение Суджинской надписи // Проблемы востоковедения. 1959. № 5. С. 162–169.
Кызласов 2004 — Кызласов И. Л. Манихейские монастыри на Горном Алтае // Древности Востока / Отв. ред. И. Л. Кызласов. М., 2004. С. 127–128.
Кызласов 2004а — Кызласов И. Л. Культурные взаимосвязи тюрков и иранцев в VI—XIII вв. (язык, письменность, религия) // Этнографическое обозрение. 2004. № 6. С. 3–13.
Кызласов 1999 — Кызласов Л. Р. Открытие государственной религии древних хакасов. Мани и манихейство // Труды Хакасской археологической экспедиции. М.; Абакан, 1999. Вып. 6. С. 10–41.
Кызласов 2000 — Кызласов Л. Р. Северное манихейство и его роль в культурное развитии народов Сибири и Центральной Азии // Древности Алтая. 2000. № 5. URL: http://e-lib. gasu.ru/da/archive/2000/05/10. html (дата обращения: 03.02.2016).
НПА — Несказочная проза алтайцев / Сост. Н. Р. Ойноткинова, И. Б. Шинжин, К. В. Яданова, Е. Е. Ямаева. Новосибирск, 2011. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 30).
Образцы 1866 — Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Дзунгарской степи, собранные В. В. Радловым. Ч. 1: Поднаречия Алтая. СПб., 1866.
Шерстова 2013 — Шерстова Л. И. Эсхатология раннего бурханизма: из опыта реконструкции традиционного этнического самосознания // Вестник Томского гос. университета. Сер. «История». 2013. № 3 (23). С. 181–185.
Шерстова 2012 — Шерстова Л. И. Горный Алтай в XVI—XX вв.: джунгарское этнокультурное наследие // История и культура средневековых народов степной Евразии: Матер. II Междунар. конгресса средневековой археологии Евразийских степей. Барнаул, 2012. С. 238–245.