https://orcid.org/0002-7726-1466
Кандидат искусствоведения, доцент, ведущий научный сотрудник Музея землеведения Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова:
Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1;
тел.: +7 (495) 939-39-92; e-mail: eale@yandex.ru
В настоящей публикации продолжается начатое в статье «Этнографическое кино в России первой половины XX века» (Традиционная культура. 2019. № 4. С. 136–147) рассмотрение истории документального кинематографа, выполнявшего роль способа межкультурной коммуникации. В последующее время тенденции, сформировавшиеся в переломный для страны период, в значительной степени сохраняли влияние и после Второй мировой войны. Их воздействие сказывается на развитии этнографического кинематографа в России и сейчас.
Послевоенный период был временем обзорного «киноатласа» на основе научно-популярных журналов — «кинопутешествий», в которых лишь небольшая часть времени уделялась этнографической тематике. Всеобщей установкой стал показ достижений советского строя. Участие научного сообщества ограничивалось ролью консультантов. Лишь в единичных случаях создавались университетские и академические этнографические фильмы.
Первый на бывшей территории СССР фестиваль визуальной антропологии в г. Пярну предложил новый подход к показу человеческих сообществ. Главной задачей авторов фильма было стремление раскрыть сущностные черты жизни людей, доверивших им рассказ о себе. Такие принципы визуальной антропологии, как достоверность и моральная ответственность перед отображаемой культурой, стали вызовом установкам на формирование мировоззрения зрителя в доступной форме.
Современный период становления визуальной антропологии проходит под знаком поиска путей интеграции научно-исследовательских подходов современной антропологии и формирующегося нового этико-эстетического языка документального кино
Источники и материалы
Кинословарь 1966 — Кинословарь: В 2 т. Т. 1. М.: Сов. энциклопедия, 1966.
Кубеев 1958 — Кубеев Б. В. Научная кинодокументация, выполненная в вузах в 1945– 1957 гг. М.: Сов. наука, 1958.
Печенкин 2015 — Печенкин Павел: «Если ты живешь в Перми и хочешь заниматься кино, нет необходимости уезжать в Москву» // Энциклопедия документального кино / Гильдия неигрового кино и телевидения. 05.09.2015. URL: http://www.rgdoc.ru›…pavel-pechenkin… zhivesh-v-permi…uezzhat… (дата обращения: 15.04.2018).
Шнейдеров 1964 — Шнейдеров В. Фильмыпутешествия // Научно-популярный фильм. Вып. 2. М.: Искусство, 1964. С. 178–184.
Шнейдеров 1970 — Шнейдеров В. Фильмыпутешествия // Кино и наука. Вып. 3. М.: Искусство, 1970. С. 404–406.
Hicks 2017 — Hicks J. Marina Razbezhkina: Five Interdictions and the Zone of the Snake. KinoKultura. Issue 55 (2017). URL: http://www. kinokultura.com/2017/55-hicks.shtml (дата обращения: 12.04.2019).
Исследования
Александров 1998 — Александров Е. В. «Созвучная камера» в «диалоге культур» // Материальная база культуры. К первому фестивалю визуальной антропологии в России. М.: РГБ, 1998. Вып. 2. С. 62–68.
Александров 2003 — Александров Е. В. Опыт
рассмотрения теоретических и методологических проблем визуальной антропологии. М.: Пенаты, 2003.
Головнёв 2011 — Головнёв А. В. Антропология плюс кино // Культура и искусство. 2011. № 1. С. 83–91.
Головнев 2016 — Головнев И. А. Лесные люди — феномен советского этнографического кино // Этнографическое обозрение. 2016. № 2. С. 83–98.
Данилко 2017 — Данилко Е. С. Казымский переворот: к истории первого визуально-антропологического проекта в России // Сибирские исторические исследования. 2017. № 3. С. 95–112.
Sarkisova 2017 — Sarkisova O. Screening Soviet Nationalities: Kulturfilms from the Far North to Central Asia. London, 2017.
Е. В. Александров. Этнографическое кино в России второй половины ХХ в. От Союза республик в Новое время // Традиционная культура. 2021. Т. 22. № 4. С. 52–60.