ЭВЕНКИЙСКИЙ ПРАЗДНИК ЛЕТА ИКЭНИПКЕ

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
эвенки, традиционная культура, оленеводство, национальный праздник, ритуалы и обряды
Автор
М. Х. БЕЛЯНСКАЯ
Сведения об авторе
МАРИНА ХРИСТОФОРОВНА БЕЛЯНСКАЯ
Кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока Российского этнографического музея: Российская Федерация, 191186, г.
Аннотация

В данном материале представлены результаты исследования, проводившегося в мае 2000 г. и в июле 2003 г. в эвенкийском селе ИенграНерюнгринского р-на Республики Саха (Якутия). Эвенки Якутии сегодня проживают в 14 районах республики, но только в двух из них — Нерюнгринском и Олекминском — в более полном объеме сохраняются эвенкийский язык и культура. Однако и здесь культурное наследие предков эвенков постоянно подвергается угрозе уничтожения. Эвенки Иенгры сталкиваются с активным промышленным освоением земельных территорий, из-за чего им приходится сокращать оленьи пастбища и поголовье домашних животных. Подобные негативные тенденции становятся причиной отхода этнических меньшинств от собственной культуры и забвения родного языка. С 1993 г. в Иенгре появился новый праздник — Икэнипке, который более 20 лет собирает эвенков республики, помогая сохранить культуру оленеводов Южной Якутии, сделав это село эвенкийским центром в Республике Саха (Якутия). Благодаря ему сохраняются определенные обряды и ритуалы, основанные на народной традиции, демонстрирующие близость человека с природой и дополненные новшествами, актуальными для нынешнего времени. Праздник выполняет многочисленные функции, в том числе и воспитательную, передавая этнокультурный опыт молодому поколению. В статье описывается летний праздник эвенков Икэнипке («Цветение багульника»), включающий в себя традиционное культурное наследие и инновации. Автор делает попытку провести анализ значимости национальных праздников для современных носителей эвенкийской культуры.

Список литературы

Байбурин, Топорков 1990 — Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: Этнографи‑ ческие очерки. Л., 1990.

Белянская 2004  —  Белянская М.Х. Тради‑ ция и  современность: Культура выживания северных тунгусов в Северо-Восточной Азии. СПб., 2004.

Белянская, Мельникова 2000  —  Белянская М.Х., Мельникова Н.М. Социокультур‑ ная и этническая среда малочисленных наро‑ дов Севера: анализ и  перспективы: Научный отчет для Министерства по делам народов и  федеративным отношениям Республики Саха (Якутия). Якутск, 2000.

Василевич 1957 — Василевич Г.М. Древние охотничьи и оленеводческие обряды эвенков // Сб. науч. тр. Музея антропологии и  этногра‑ фии. М.; Л., 1957. Т. XVII. С. 151–185.

Гонтмахер 1973  —  Гонтмахер П.Я. Празд‑ ники малых народов Сахалина как этнографи‑ ческий источник // Рефераты докладов и сооб‑ щений. Владивосток, 1973. Вып. 1. С. 156–160.

Дуткина, Белянская 2014 — Дуткина В.А., Белянская М.Х. Эвенки Верхнекетья: Истори‑ ко-этнографический очерк. СПб., 2014.

Дьяченко, Ермолова 1994 — Дьяченко В.И., Ермолова Н.В. Эвенки и  якуты юга Дальнего Востока XVII–XX вв. СПб., 1994.

Дымбрылова 2002 — Дымбрылова Н.Д. На‑ ционально-региональный компонент в  обу‑ чении и  воспитании детей в  полиэтнической среде // Образование на Севере: роль нацио‑ нально-регионального компонента в сохране‑ нии единства образовательного пространства России, этнической идентичности и здоровья детей Севера: Матер. науч.—  практ. конф. (Москва, 17–20 декабря 2001 г.) / Под науч. ред. И.Л. Набока. М., 2002. С. 124–129.

Корнишина 2011 — Корнишина Г.А. Кален‑ дарная обрядность мордвы как фактор укре‑ пления этнической идентичности // Этногра‑ фическое обозрение. 2011. № 4. С. 23–28.

Краевская 1988  —  Краевская Е.Ю. Со‑ циальные связи личности и  ее отношение к  прошлому: культурно-исторический аспект (на  материалах этнографии Сибири) // Про‑ блемы этнографии и  социологии культу‑ ры: Тез. Омской обл. науч. конф. Омск, 1988. С. 10–11.

Купина 2006 — Купина Ю.А. Ненаписанная книга: Н.П. Никульшин и  его научное насле‑ дие // Матер. полевых исследований Музея ан‑ тропологии и этнографии РАН. Вып. 6. СПб., 2006. С. 94–102.

Лазарева 1987  —  Лазарева Л.Н. Народные традиции современного праздника как пробле‑ ма этнографии // Проблемы развития культу‑ ры народов и изучения культуры по музейным коллекциям: Всесоюз. науч. конф. «Этнографи‑ ческая наука и  пропаганда этнографических знаний»: Тез. докл. Омск, 1987. С. 33.

Лапина 1991 — Ритуал как способ органи‑ зации жизни в традиционной китайской куль‑ туре / Публ. З.Г. Лапиной // Вестник Москов‑ ского университета. Сер. 13. Востоковедение. 1991. № 3. С. 4.

Мыреева 2004  —  Мыреева А.Н. Эвенкий‑ ско-русский словарь. Новосибирск, 2004.

Немтушкин 1992 — Медвежья охота / Публ. А. Немтушкина // Родина. 1992. № 2. С. 17–18. Некоторые показатели 2002  —  Некоторые показатели экономического и  социального развития районов проживания малочислен‑ ных народов Севера (офиц. изд.). Якутск, 2002.

Николаев 1961 — Николаев С.И. Тимптон‑ ские эвенки // Сб. ст. и матер. по этнографии народов Якутии. Вып. 2. Якутск, 1961. С. 7–20.

Николаев 1964  —  Николаев С.И. Эвены и  эвенки Юго-Восточной Якутии. Якутск, 1964.

Нилов 2001 — Нилов В.Н. Северный танец: Традиции и современность. М., 2001.

Паренчук 1988  —  Паренчук Т.Н. Пробле‑ мы и перспективы развития народных обще‑ ственных праздников (на  примере изучения праздничной культуры алтайцев) // Пробле‑ мы этнографии и  социологии культуры: Тез. Омской обл. науч. конф. Омск, 1988.

Попова 2011  —  Попова Е.В. Аграрные праздники весенне-летнего цикла в современ‑ ной культуре и  общественно-политической жизни бесермян // Этнографическое обозре‑ ние. 2011. № 4. С. 14–22.

Романова 1994  —  Романова Е.Н. Якутский праздник Ысыах: истоки и представления. Но‑ восибирск, 1994.

Романова, Игнатьева 2011  —  Романова Е.Н., Игнатьева В.Б. Якутский нацио‑ нальный праздник Ысыах в  ситуации перехода: исторический миф, этнокультурный образ и современный праздничный нарратив // Этнографическое обозрение. 2011. № 4. С. 29–40.

Селиненкова 1986  —  Селиненкова Е.Я. К  вопросу о  роли праздничной субкульту‑ ры в  формировании этнического самосозна‑ ния грузин // Краткое содержание докладов среднеазиатско-кавказских чтений (апрель 1986 г.) / Под ред. Ю.Ю. Карпова, И.В. Стасе‑ вич. Л., 1986. С. 9.

Таксами 1972  —  Таксами Ч.М. Современ‑ ные и традиционные праздники народов Ниж‑ него Амура и  Сахалина // Страны и  народы Востока. Вып. XIII. Кн. 2. М., 1972. С. 150–157.

Тульцева 2011  —  Тульцева Л.А. Традици‑ онные праздники народов России на рубеже столетий: введение в дискуссию // Этнографи‑ ческое обозрение. 2011. № 4. С. 3–4.

Угринович 1979  —  Угринович Д.М. Обряд как специфическое социальное явление // Со‑ циалистическая обрядность и  формирование нового человека. Киев, 1979. С. 233–248.

Угринович 1982 — Угринович Д.М. Культу‑ ра и  религия (некоторые теоретические про‑ блемы) // Вопросы научного атеизма  / Сост. В.В. Бабанюк. Вып. 30. М., 1982. С. 8–29.

Уляшев 2011 — Уляшев О.И. «День середи‑ ны лета»: традиция в жизни и жизнь в тради‑ ции северных хантов // Этнографическое обо‑ зрение. 2011. № 4. С. 7–14. Шангина 2001 — Русский праздник: празд‑ ники и обряды народного земледельческого ка‑ лендаря: Иллюстрированная энциклопедия  / Авт. предисл. и  науч. ред. И.И. Шангиной. СПб., 2001