ЭВГЕМЕРИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ О ДРУИДАХ В БРИТАНСКОЙ ФОЛЬКЛОРИСТИКЕ XIX в.

Альманах
Ключевые слова
друиды, пикты, пикси, фейри, эвгемеризм, Великобритания, низшая мифология
Автор
Д.А. Трынкина
Сведения об авторе
ДАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА ТРЫНКИНА
Младший научный сотрудник кафедры этнологии исторического факультета Московского
государственного университета им. М.В. Ломоносова: Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ломоносовский пр-т, д.27, корп. 4; тел.: +7 (495) 939-14-39; e-mail: uwwalo@mail.ru
Аннотация

Эвгемеристическая теория о друидах —  это теория, согласно которой прообразом персонажей низшей мифологии Великобритании признавались друиды —  жрецы у кельтских народов, известные по описаниям историков Древнего Рима. Теория является первым прецедентом использования эвгемеристического метода (трактовки мифических существ как поэтического воплощения в народном сознании памяти об исторических фигурах, известных по письменным источникам, или представителей более ранних насельников территорий) в Великобритании для анализа феномена низшей мифологии. Она была заимствована из перевода Младшей Эдды швейцарского профессора П. А. Малле, в котором он соотнес мифологических карликов с саамами —  финно-угорским народом европейского Приполярья, контакты с которым у древних скандинавов действительно имели место еще с эпохи викингов. Пытаясь приспособить ее к местным реалиям, британские антикварии заменили карликов на фейри, а саамов —  на друидов. Под друидами изначально понимались изолированные группы аборигенного кельтского населения Великобритании, а затем —  некие тайные сообщества, эвгемеристической теории о друидах придерживались Дж. Крайри, П. Грэхэм и П. Робертс. Несмотря на популярность в начале XIX в., уже к 1830-м гг. она уступает место прямому заимствованию теории о саамах П. Малле, не в последнюю очередь из-за ставшей слишком абсурдной аргументации теории о друидах. Тем не менее эвгемеристическая теория о друидах продолжает существовать наравне с ней, подкрепляя своей доказательной базой ее положения. Поэт Р. Саути расширил эвгемеристическую теорию за счет обнаруженных тогда поверий о пикси, привлекая также шотландский материал о пехах и пиктах, Дж. Ф. Кэмпбелл снабдил теорию примерами из шотландских сказок и поверий о гругашах, У. Сайкс —  из валлийских легенд. Последним, кто упомянул об эвгемеристической теории о друидах, был Э. Лэнг.

Список литературы

Блейк 1804  —  Блейк У. Иерусалим. Эманация Гиганта Альбиона  —  К  Евреям. Пер. Д. Смирнов-Садовский. Л. 27. 1804. URL: http://wikilivres.ru/Иерусалим._Эманация_ Гиганта_Альбиона_(Блейк)/27 (дата обращения: 08.08.2015).

Пиготт 2005 — Пиготт С. Друиды. Поэты, ученые, прорицатели. М., 2005.

Asher 1993  —  Asher R.E. National myths in Renaissance France: Francus, Samothes and the Druids. Edinburgh, 1993.

Bray 1838  — Bray A.E. Traditions, legends, superstitions, and sketches of Devonshire on the borders of the Tamar and the Tavy. London, 1838. Vol. I.

Bray 1838a  — Bray A.E. Traditions, legends, superstitions, and sketches of Devonshire on the borders of the Tamar and the Tavy. London, 1838. Vol. II.

Campbell 1860 — Campbell J.F. Popular Tales of the West Highlands. Edinburgh, 1860. Vol. I.

Cririe 1803 — Cririe J. Scottish Scenery. London, 1803. Dalyell 1834 — Dalyell J.G. The Darker Superstitions of Scotland, illustrated from History and Practice. Edinburgh, 1834.

Dorson 1968  —  Dorson R.M. British Folklorists: A History. London, 1968.

Graham 1806 — Graham P. Sketches descriptive of picturesque scenery, on the southern confines of Perthshire. Edinburgh, 1806.

Henderson, Cowan 2001  —  Henderson L., Cowan E.J. Scottish Fairy Belief: A History. Edinburgh, 2001.

Kirk 1893 — Kirk R. The Secret Commonwealth of Elves, Fauns & Fairies. A Study in Folk-Lore & Psychical Research. The Text by Robert Kirk, M.A., Minister of Aberfoyle, A.D. 1691. The Comment by Andrew Lang, M.A. London, 1893.

Mallet 1770  — Mallet P. Northern antiquities: or, A description of the manners, customs, religion and laws of the ancient Danes, and other northern nations; including those of our own Saxon ancestors. With a translation of the Edda, or system of runic mythology, and other pieces, from the ancient Islandic tongue. London, 1770. Vol. II.

Roberts 1815  —  Roberts P. The Cambrian popular antiquities, or An account of some traditions, customs, and superstitions of Wales. London, 1815.

Sikes 1880  —  Sikes W. British goblins: Welsh folklore, fairy mythology, legends and traditions. London, 1880.

Silver 1999 — Silver C. Strange and Secret Peoples: Fairies and Victorian Consciousness. Oxford, 1999.

Smith 1780 — Smith J. Galic antiquities: consisting of a history of the Druids, particularly of those of Caledonia; a dissertation on the authenticity of the poems of Ossian; and a collection of ancient poems, translated from the Galic of Ullin, Ossian, Orran, &c. Edinburgh, 1780.

Southey 1837 — Southey R. ‘Home Tours’ —Mrs. Bray’s ‘Letters on Devonshire’ // The Quarterly Review. 1837. July & October. Vol. LIX. P. 275–327.