https://orcid.org/0000-0002-6906-282X
Кандидат филологических наук, доцент Марийского государственного университета:
Российская Федерация, Республика Марий Эл, 424000, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1;
тел.: +7 (8362) 68-80-02; e-mail: nordragon@mail.r
В статье исследуется проблема фольклоризма компьютерной игры. Автор рассматривает различные типы фольклоризма, характерные для видеоигр, устанавливает зависимость объема мифологических и фольклорных аллюзий от жанра. В частности, ярко выраженный фольклоризм прослеживается в играх, смысловое и графическое содержание которых связано с жанром фэнтези. Особое внимание автор уделяет персонажному фонду подобных произведений, прослеживая эволюцию традиционных мифологических персонажей, постепенный отход от оригинального образа и приобретение канонических черт, типичных для ролевой видеоигры. Изменения происходили в процессе освоения героев литературным фэнтези, далее — в рамках культовых настольных ролевых игр и окончательно закрепились в проекте World of Warcraft . Отмечается, что особенности персонажа могут корректироваться в ответ на коллективный запрос, исходящий от геймерского сообщества, часто выраженный в фольклоре геймеров — байках и анекдотах.
Также в статье рассматривается творчество современного российского художника Р. В. Папсуева, создающего героев по канонам современной компьютерной игры, но использующего персонажей славянского и русского фольклора. Художник предлагает иную систему работы над фольклоризированным героем: уже исходя из специфики персонажа фэнтези-игры и его традиционной роли в ее сюжете автор подбирает героя из персонажного фонда славянской мифологии, русских былин и сказок.
Абукаева и др. 2006 — Абукаева А. В., Абрамзон И. М., Васильева Н. И., Золотова Т. А., Рукомойникова В. П. Картина мира в молодежной культуре. Йошкар-Ола, 2006.
Васильева 2005 — Васильева Н. И. Фольклорные архетипы в современной массовой литературе: романы Дж. К. Роулинг и их интерпретация в молодежной субкультуре: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Н. Новгород, 2005.
Васильева, Рукомойникова 2006 — Васильева Н. И., Рукомойникова В. П. Молодежь в «сетевом социуме»: новые возможности коммуникации и субкультурного бытия // Картина мира в молодежной культуре. Йошкар-Ола, 2006. С. 43–75.
Ефимова 2016 — Ефимова Н. И. Миф и сказка в «тексте» компьютерной игры // Национальные коды в европейской литературе ХIХ–XI веков. Н. Новгород, 2016. С. 645–651.
Ефимова, Золотова 2009 — Ефимова Н. И., Золотова Т. А. «Человек играющий»: картина мира в субкультуре геймеров // Интернет и фольклор. М., 2009. С. 202–208.
Ефимова, Золотова 2010 — Ефимова Н. И., Золотова Т. А. Фольклорные и литературные аллюзии в компьютерных играх // Сб. ст. в честь М. П. Чередниковой. М., 2010. С. 58–64.
Ефимова, Золотова 2013 — Ефимова Н. И., Золотова Т. А. Рыцари виртуальной реальности: о некоторых закономерностях конструирования персонажей компьютерной игры // Фольклор XXI века: герои нашего времени. М., 2013. С. 225–234.
Казаченко 2016 — Казаченко А. А. Виртуальный мир компьютерных игр как новая мифологическая среда // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2016. № 12–3 (74). С. 75–77.
Потапова 2010 — Потапова О. С. Компьютерная игра в пространстве культуры // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2010. № 4 (1). С. 349–353.
Самойлова 2011 — Самойлова Е. О. Символический аспект компьютерных игр // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. Культура. Культурология. 2011. № 2. С. 231–237.
Старкова 2011 — Старкова А. В. «Героическое путешествие» в виртуальный мир. Воплощение мономифа в компьютерной игре // Аналитика культурологии. 2011. № 20. С. 224–229.