https://orcid.org/0000-0002-4647-4346
Старший преподаватель Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ:
Российская Федерация, 119571, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 84;
тел.: +7 (499) 956-99-99; e-mail: evgenya.litvin@gmail.com
В статье автор анализирует способы конструирования территориального «брендинга» деревень Салентийского полуострова (Южная Италия) во время музыкальных и театрально-поэтических представлений, содержащих тексты на локальном диалекте греческого языка. Наличие этнолингвистического анклава на территории региона является одним из факторов привлечения туристов при условии, что последние знают о его существовании. Поэтому стратегии репрезентации этноязыкового меньшинства во время различных культурных мероприятий напрямую зависят от целевой аудитории зрителей.
В процессе включенного наблюдения на концертах и фестивалях, проходивших на Салентийском полуострове и за его пределами в 2014–2018 гг., были выделены три основные репрезентативные стратегии.
Целью проведения мероприятия для представителей локального сообщества оказывается укрепление ослабленных связей между его членами. Во время представлений акцентируются связи между прошлым и настоящим деревни или между ее пространством и ее обитателями. Кроме того, такого рода мероприятия служат языковым активистам способом напомнить землякам о необходимости поддерживать локальную культуру.
Во время представлений, направленных на «внешнюю» публику, ключевой стратегией оказывается информирование ее о наличии в регионе элементов греческих деревень и демонстрация их культурного наследия. Если же мероприятие проводится в географически удаленном месте, то наблюдается тенденция к использованию более знакомых образов, используя для этого музыкальные и хореографические традиции Греции, которая выступает здесь в роли своего рода «культурной метрополии».
Литвин 2017 — Литвин Е. А. Поэт в Саленто больше, чем поэт: о роли литературного творчества в движении за сохранение языка // Известия Академии наук СССР. Сер. литературы и языка. 2017. Т. 76. № 5. С. 22–35.
Петров 2018 — Петров Н. В. «Фольклорный брендинг» российских территорий // Воображаемая территория: от локальной идентичности до бренда / Сост. М. В. Ахметова, Н. В. Петров; Авт. предисл. Н. В. Петров, М. В. Ахметова, М. И. Байдуж. М.: Неолит, 2019. С. 70–87.
Bennetts 2012 — Bennetts S. ‘Tradizione e contaminazione’: An Ethnography of the Contemporary Southern Italian Folk Revival. PhD thesis. University of Western Australia, School of Social Sciences, Perth, 2012.
Costa 2011 — Costa D. I Passiuna tu Christù — Rito e teatro di una cantica popolare della Grecìa Salentina // Antropologia e teatro. Rivista di studi. 2011. № 2. P. 140–169.
Lüdtke 2009 — Lüdtke К. Dances with Spiders. Crisis, Celebrity and Celebration in Southern Italy. N. Y.: Berghahn Books, 2009. Montinaro 1994 — Montinaro B. Canti di pianto e d’amore dall’antico Salento. Milano: Bompiani, 1994.
Pellegrino 2016 — Pellegrino M. Performing Griko Beyond ‘Death’ // Palaver. 2016. Vol. 5. № 1. P. 137–162.
Pizza 2015 — Pizza G. Il tarantismo oggi. Antropologia, politica, cultura. Roma: Carocci, 2015.
Литвин Е. А. Греческие песни Южной Италии: музыкальные фестивали как этнокультурный маркер региона // Традиционная культура. 2021. Т. 22. № 1. С. 97–106.