Ведущий специалист по фольклору Фольклорно-этнографического центра им. А. М. Мехнецова Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова:
Российская Федерация, 190000, г. Санкт-Петербург, ул. Глинки, д. 2, литер «А»;
тел.: +7 (812) 571-29-47; e-mail: etnograd@mail.ru
Во время полевых поездок в Беломорский р-н Республики Карелии (Поморский берег Белого моря) 2008–2010 гг. в селах Нюхча и Шуерецкое удалось зафиксировать группы обетных крестов, играющих важную роль в культурной традиции поморов. В статье рассматриваются святыни с. Шуерецкое: кресты у домов сельских жителей, крест в устье р. Шуи (сакральный комплекс «Кресты»), Большой крест на кладбище и поклонный крест на месте разрушенных храмов. Внимание автора фокусируется на практиках, связанных с почитанием обетных крестов. Особый интерес вызывают вотивные приношения (предметы одежды, пелены), оставляемые женщинами у крестов. Предметные проекции ритуальных практик позволяют проследить схемы перемещения дара, найти ответы на вопросы, связанные с функциональностью сакральных объектов. В случаях, когда прошения были связаны с промысловой деятельностью, вотивы оставляли у креста в устье Шуи или у тех крестов, что стояли в селении у домов сельских жителей. А когда просили здоровья для себя или близких, женщины несли тканевые предметы и угощения к Большому кресту на кладбище. Вотивные предметы рассматриваются и как гендерный маркер. Женские приношения на крестах — «следы» женских ритуальных практик, свидетельствующих об использовании сакрального объекта женской группой. Кресты, «подконтрольные» мужской группе, расположены вдали от селения, на островах и отмелях Белого моря. Как правило, они без тканевых изделий — «голые». Данные полевых материалов позволяют отметить изменения, происшедшие в культурной традиции поморов за вековой период (начало XX — начало XXI в.): домотканые вещи на крестах заменяются фабричными, домашняя выпечка — покупной; коллективное сменяется индивидуальным; в практики почитания обетных крестов включаются элементы из других ритуальных практик и т. п.
Байбурин 1993 — Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб., 1993.
Беляев 1997 — Беляев А. В. О крестах Севера России // Наука и бизнес на Мурмане: Научнопрактический журнал (Мурманск) 1997. № 2. С. 7–22.
Виноградов 2012 — Виноградов В. В. Северорусские почитаемые места в слове и изображении (к проблеме взаимодействия фольклора и художественного творчества): Автореф. дис. … канд. искусствоведения. СПб., 2012. 12 Российскими этнографами было предложено несколько синонимичных определений: принцип преемственности [Громыко 1975, 134], взаимовыводимости [Байбурин 1993, 11], взаимопереводимости [Щепанская 2003, 30].
Платонов 2000 — Виноградов В. В., Платонов Е. В. Святые места: инерция почитания // Этнографическое изучение Северо-Запада (итоги полевых исследований 2000 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях): Краткое содержание докладов. СПб., 2000. Вып. 5. С. 50–52.
Голубцов 1917 — Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб., 1917.
Громыко 1975 — Громыко М. М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири (XVIII — первая половина XIX в.). Новосибирск, 1975.
Даль 1998 — Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1998. Т. 1. Дмитриева 1986 — Дмитриева С. И. Мезенские кресты // Памятники культуры: Новые открытия. Ежегодник. М., 1986. С. 461–466.
Иванова, Калуцков, Фадеева 2009 — Иванова А. А., Калуцков В. Н., Фадеева Л. В. Святые места в культурном ландшафте Пинежья (материалы и комментарии). М., 2009.
Кормина 2006 — Кормина Ж. В. Религиозность русской провинции: к вопросу о функции сельских святынь // Сны Богородицы: Исследования по антропологии религии СПб., 2006. С. 130–150. Медведев 2001 — Медведев П. П. Некрокультовые сооружения карельского поморья и смежных прибеломорских районов //Ареальные исследования народного зодчества на территории Республики Карелия. Петрозаводск, 2001. URL: http://arni. petrsu.ru (дата обращения: 04.11.12).
Овсянников 1990 — Овсянников О. В. Старинные поморские кресты по исследованиям 1982–1984 гг. // Краткие сообщения Института археологии / 200 лет арктической археологии. М., 1990. Вып. 200. С. 97.
Овсянников 1994 — Овсянников О. В., Чукова Т. А. Северные деревянные кресты: К вопросу о типологии // Язычество восточных славян. Л., 1994. С. 60–76.
Панченко 1998 — Панченко А. А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России. СПб., 1998.
Платонов 2001 — Платонов Е. В. Сакральные объекты в структуре деревни Северо-Запада России // Герценовские чтения. Актуальные проблемы социальных наук. СПб., 2001. С. 86–88. Платонов 2003 — Платонов Е. В. Пространственная организация деревенской округи // Вестник молодых ученых (Серия Исторические науки. № 2). 2003. № 4. С. 78–84.
Тюрин 1986 — Тюрин Г. Восьмиконечные символы памяти // Памятники Архангельского Севера. Архангельск, 1986. С. 172–173. Ушаков 1997 — Ушаков И. Ф. Кольский крест // Наука и бизнес на Мурмане: Научнопрактический журнал (Мурманск). 1997. № 2. С. 59–62.
Филин, Фризин, 2001 — Филин П. А., Фризин Н. Н. Крест в промысловой культуре поморов Русского Севера // Ставрографический сборник. М., 2001. Кн. 1. С. 166–198. Циркунов 1997 — Циркунов И. Б. Поморские кресты // Наука и бизнес на Мурмане. Научно-практический журнал (Мурманск). 1997. № 2. С. 27–41. Чистов 1986 — Народные традиции и фольклор. Л., 1986.
Чуракова 1997 — Чуракова Н. Н. К вопросу о деревянных крестах // Наука и бизнес на Мурмане. Научно-практический журнал (Мурманск). 1997. № 2. С. 23–26.
Щепанская 1995 — Щепанская Т. Б. Кризисная сеть: традиции духовного освоения пространства // Русский Север: к проблеме локальных групп. СПб., 1995. С. 110–176.
Щепанская 2003 — Щепанская Т. Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX—XX вв. М., 2003.
Weiner 1992 — Weiner A. Inalienable Possessions: e Paradox of Keeping While Giving. Berkley; Los Angeles; Oxford, 1992.