Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора этнологии Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН: 185000, Россия, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Пушкинская, д. 11, тел.: +7 (8142) 78 44 96; e-mail: kov@krc.karelia.ru
Архитектурные, культурологические, этнографические и фольклорные аспекты изучения феномена бани у карел, вепсов и русских Карелии затрагивались многими предшественниками автора. О различных сюжетах, связанных с функционированием бани в традиционной обрядности и повседневном быту народов Карелии, писал ранее и автор статьи. Однако вопросы, связанные с возникновением бани как культурного феномена у прибалтийско-финских народов и славян, остались почти не затронутыми. Поэтому тема, освещающая некоторые аспекты зарождения и распространения парной бани среди народов Карелии, вполне актуальна. Раскрыть данный вопрос оказалось возможным лишь на основе материалов, далеко выходящих за пределы Карелии.
По мнению автора, древнейшей культурно-исторической предшественницей традиционной крестьянской бани народов Карелии были сначала «земляная печь», а затем — «земляная баня», бытовавшая в циркумполярной зоне Евразии со времен мезолита. Тогда она была ямой в земле, распаленной жаром костра. В яме, накрывшись сырой шкурой животного, потели (но не мылись) после выгребания горячих углей. У береговых чукчей и эскимосов она сохранялась еще в прошлом веке. Финская баня с сухим паром, скорее всего, восходит к данному культурному феномену. Прогревание тел не в яме, но внутри полуподземного жилища, осуществляемое за счет водяных паров от поливаемых водой раскаленных камней очага, стало историческим этапом на пути возникновения русской парной бани, известной также у поволжских и прибалтийских финнов. Если идея Н. Н. Харузина о происхождении жилища у финнов из простейшей бани верна, то привычка мытья в срубных парных банях не иначе как была заимствована русскими колонистами от автохтонного финноязычного населения в Средние века по мере расселения в центральной и северной России. Генетического же родства между «турецкими» (римскими и греческими) банями, с одной стороны, и «финскими» и «русскими» — с другой, автор статьи не усматривает.
Агапитов 1993 — Агапитов В. А. Колгостров // Ономастика Карелии. Петроза
138 водок, 1993. Вып. 2. С. 80—88.
Георгиевский 1902 — Г еоргиевский А. Народная демонология // Олонецкий сборник.
Вып. 4. Петрозаводск, 1902. С. 53—61.
Гришина, Логинов 2001 — Гришина И. Е.,Логинов К. К. Жилые И хозяйственные постройки // Деревня Юккогуба И ее округа.Петрозаводск, 2001. С. 136—162.
Гришина, Орфинский 1992 — Гришина И. Е., Орфинский В. П. Простейшие деревянные постройки как источник для изучения крестьянского жилища // Народное зодчество. Петрозаводск, 1992. С. 19—31.
Иванов 1998 — Иванов В. В. Русский Мифологион: Учебное пособие. Петрозаводск, 1998.
Крашенинников 1949 — Крашенинников С. П. Описание земли Камчатки. М.; Л.,1949.
Криничная 1991 — Криничная Н. А. Мифологические рассказы И поверья о бане И
баеннике в контексте фольклорной традиции: персонаж в пространственно—времен-
ном измерении // Фольклористика Карелии. Петрозаводск, 1991. С. 4—25.
Криничная 1991а — Криничная Н. А. «Во теплой парной баенке...» // Север. 1991. №9 5.С. 127—138.
Криничная 1993 — Криничная Н. А. Домашний дух и святочные гадания. Петрозаводск, 1993.
Криничная 1995 — Криничная Н. А. Сынове бани. Петрозаводск, 1995.
Криничная 2004 — Криничная Н. А. Русская мифология: мир образов фольклора.
М., 2004.
Криничная, Рывкин 1992 — Криничная Н. А., Рывкин Я. Р. и др. Баня, банька, баенка. Петрозаводск, 1992.
Кузнецова 1997 — Кузнецова В. П. Предания И былички: Памятники русского фольклора Водлозерья. Петрозаводск, 1997.
Кузнецова, Логинов 2001 — Кузнецова В. П., Логинов К. К. Русская свадьба Заонежья. Петрозаводск, 2001.
Логинов 1988 — Логинов К. К. Девичья обрядность русских Заонежья // Обряды И
верования народов Карелии. Петрозаводск, 1988. С. 64—77.
Логинов 1993 — Логинов К. К. Материальная культура И производственно—бытовая
магия русских Заонежья (конец Х1Х * начало ХХ века). СПб., 1993.
Логинов 1993а — Логинов К. К. Семейные обряды И верования русских Заонежья. Петрозаводск, 1993.
Логинов 1996 — Логинов К. К. Заонежская дилогия // Наше наследие. Петрозаводск, 1996. С. 22—25.
Логинов 1997 — Логинов К. К. Этнографическое описание села Суйсарь // Село
Суйсарь: история, быт, культура. Петрозаводск, 1997. С. 92—156.
Логинов 2000 — Логинов К. К. Колдуны Заонежья: истинные И мнимые // Мастер И
народно—художественная традиция Русского Севера (Докл. 111 Междунар. науч. конф. «Рябининские чтения — 99»). Петрозаводск, 2000. С. 176—186.
Логинов 2000а — Логинов К. К. «Знак дерева» в русской избе Обонежья // Живая старина. 2000. №9 2. С. 8—9.
Логинов 2009 — Логинов К. К. Материалы по традиционным обрядам и представлениям, связанным с баней // Проблемы духовной культуры народов Европейского Севера и Сибири. Гуманитарные исследования.Вып. 2. Петрозаводск, 2009. С. 302—317.
Логинов 2001 — Логинов К. К. Родильная обрядность // Деревня Юккогуба И ее округа / отв. ред. В. П. Орфинский. Петрозаводск, 2001. С. 237—239.
Мельников 1998 — Мельников И. В. Святилища древней Карелии. Петрозаводск, 1998.
Никольская 1965 — Никольская (Тарвева) Р. Ф. Материальная культура карел. М.; Л., 1965.
Никольская 1983 — Никольская Р. Ф. Традиционно—бытовая культура // Карелы Карельской АССР. Петрозаводск, 1983. С. 103—152.
Никольская, Сурхаско 1992 — Никольская Р. Ф., Сурхаско Ю. Ю. Баня в семейном
быту карел // Обряды И верования народов Карелии. Петрозаводск, 1992. С. 68—85.
Озерецковский 1998 — Озерецковский Н. Я. Путешествия по озерам Ладожскому и Онежскому И вокруг Ильменя. Петрозаводск, 1998.
НВП 1950 — Повесть временных лет /подгот. текста Д. С. Лихачева. М.; Л., 1950. Ч. 1.
Разумова 1992 — Разумоаа И. А. Баня в народных верованиях И сказке // Обряды И
верования народов Карелии. Петрозаводск, 1992. С. 86—108.
Рахимова 2000 — Рахимова Э. Г . Высек пламя Илмаринен. Антология финского фольклора. М., 2000.
Рыбников 1866 — Рыбников П. Н. Этнографические заметки о заонежанах // Памятная книга Олонецкой губернии на 1866 год. Петрозаводск, 1866. Ч. 2. С. 3—34.
Рыбников 1867 — Рыбников П. Н. Народные поверья И суеверия в Олонецкой губернии // Песни, собранные П. Н. Рыбниковым. СПб., 1867. Т. 4. С. 250—257.
Степанова 1988 — Степанова А. С. Карельские свадебные причитания И ритуальная свадебная баня // Обряды И верования народов Карелии. Петрозаводск, 1988.
С. 106—130.
Суеверия И предрассудки 1885 — Суеверия И предрассудки в простом народе Петро-
заводского уезда // Олонецкие губернские ведомости. 1885. №9 73—78.
Суоминен 2002 — Суоминен Э. Ловчие ямы в свете данных по провинции Кайну в
Финляндии // Вестник Карельского краеведческого музея. 2002. Вып. 4. С. 114—133.
Сурхаско 1979 — Сурхаско Ю. Ю. Функции бани в традиционной обрядности карел
И финнов // Тез. докладов УП Всесоюзной конференции по изучению истории, экономики, языка И литературы. Петрозаводск,1979. Ч. 7. С. 211—213.
Сурхаско 1994 — Сурхаско Ю. Ю. 0 карельской народной медицине: рациональное
И иррациональное в традиционном врачевании // Обряды И верования народов Карелии. Петрозаводск, 1994. С. 103—121.
Филатова 1996 — Филатова В. Ф. Мезолит // Археология Карелии. Петрозаводск,1996. С. 36—61.
Филатова 2004 — Филатова В. Ф. Мезолит бассейна Онежского озера. Петрозаводск, 2004.
Харузин 1894 — Харузин Н. Н. Из материалов, собранных среди крестьян Пудож—
ского уезда Олонецкой губернии // Олонецкий сборник. Вып. 3. Петрозаводск, 1894. С. 302—334.
Харузин 1895 — Харузин Н. Н. Очерки истории жилища у финнов. М., 1895.
Шахнович 1993 — Шахнович М. М. Погребальный комплекс // Вестник Карельского краеведческого музея. Петрозаводск,1993. Вып. 1. С. 60—68.