К проблеме освоения фольклорных нарративов литературной традицией: сказ Виктора Пулькина «Змей — серебряная спинка»

Альманах
Ключевые слова
Виктор Пулькин, фольклорно-литературные связи, региональная литература, фольклор, христианские мотивы, Петр I
Автор
А.М. Петров
Сведения об авторе
Александр Михайлович Петров
https://orcid.org/0000-0002-5095-4254
Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН:
Российская Федерация, 185910, г. Петрозаводск, ул. Пушкинская, д. 11;
тел.: +7(8142) 78-18-86; e-mail: hermitage2005@yandex.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2023.24.3.004
Благодарность

Статья подготовлена в Карельском научном центре РАН в рамках госзадания

Аннотация

Статья посвящена обсуждению проблемы фольклорно-литературных связей на примере сказа Виктора Пулькина «Змей — серебряная спинка». Цель работы — выявление фольклорных источников прозы В. Пулькина, установление причин, путей и способов трансформации фольклорных мотивов и сюжетов в литературной традиции. Творчество писателя никогда не подвергалось тщательному изучению; анализ сказа представлен впервые в литературоведении и фольклористике. Особенностью художественного метода В. Пулькина является вариативность его прозы, бытование произведений в разных равноправных редакциях. Поэтому для исследования привлечены редакции сказа разных лет, составившие основу для финального текста. Реконструирована и описана литературная история произведения. Установлено, что источниками сказа «Змей — серебряная спинка» стали многочисленные жанры фольк­лора, тексты которых были записаны Пулькиным в экспедициях с фольклористом Н. А. Криничной: былички и бывальщины, предания, легенды, сказки, пословицы, слухи, произведения народной агиографии. Стереотипы народной культуры используются свободно, писатель осуществляет смелые контаминации сюжетов, переосмысливает фольклорные образы; однако основные принципы фольклорного отражения действительности строго соблюдены, автор опирается на хорошее знание традиции, не допускает вольной трактовки образов и мотивов. В. Пулькиным привлекаются исторические и литературные источники, сведения из этнографии, мотивы патристики. В финальной версии сказа усилены христианские мотивы, что связано с мировоззрением писателя. Христианская тональность стала важнейшим фактором преодоления фольклорной традиции — фольклорные образы, мотивы и сюжеты предстают в свете христианских нравственных категорий: сострадание, милосердие, духовная красота. В понимании писателя прошлое неразрывно связано с настоящим и будущим; локальная история вплетена в историю российскую и мировую.

Список литературы

Источники и материалы

Геродот 1972 — Геродот. История: В 9 кн. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского; Под общ. ред. С. Л. Утченко; Ред. пер. Н. А. Мещерский. Л.: Наука, 1972.

Гура 2002а — Гура А. В. Змея // Славянская мифология: Энцикл. словарь / Отв. ред. С. М. Толстая. М.: Междунар. отношения, 2002. С. 187–189.

Гура 2002б — Гура А. В. Кошка // Славянская мифология: Энцикл. словарь / Отв. ред. С. М. Толстая. М.: Междунар. отношения, 2002. С. 255–257.

Златоуст 2010 — Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея: В 2 кн. Кн. 1. М.: Сибирская благозвонница, 2010.

Иванов 1991 — Иванов В. В. Змей // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. Т. 1. М.: Сов. энциклопедия, 1991. С. 468–471.

Криничная 1991 — Криничная Н. А. Предания Русского Севера / Отв. ред. Ю. И. Юдин. СПб.: Наука, 1991.

Криничная, Пулькин 1988 — Криничная Н. А., Пулькин В. И. Медный вершник: Сказы о Петре Первом. Петрозаводск: Карелия, 1988.

Криничная, Пулькин 1997 — Криничная Н. А., Пулькин В. И. Вытегорье — корабельная сторона: Дневник собирателей фольклора (июль — август 1971 г.) // Вытегра: Краеведческий альманах. Вологда: Русь, 1997. С. 206–250.

Левкиевская 2002 — Левкиевская Е. Е. Змей // Славянская мифология: Энцикл. словарь / Отв. ред. С. М. Толстая. М.: Междунар. отношения, 2002. С. 185–187.

Писатели 2006 — Писатели Карелии: Биобиблиограф. словарь / Сост. Ю. И. Дюжев. Петрозаводск: Острова, 2006.

Пулькин 2002 — Пулькин В. И. Царские персты. Сказы о Петре Великом. Петрозаводск: Периодика, 2002. Северные предания 1978 — Северные предания (Беломорско-Обонежский регион) / Изд. подгот. Н. А. Криничная; Отв. ред. С. Н. Азбелев. Л.: Наука, 1978.

Снегирев 1861 — Снегирев И. М. Лубочные картинки русского народа в Московском мире. М.: В Универ. типогр., 1861.

Топоров 1992 — Топоров В. Н. Кот // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. Т. 2. М.: Сов. энциклопедия, 1992. С. 11.

 

Исследования

Алексеева 1983 — Алексеева М. А. Гравюра на дереве «Мыши кота на погост волокут» — памятник русского народного творчества конца XVII — начала XVIII в. // XVIII век. Сб. 14. Русская литература XVIII — начала XIX века в общественно-культурном контексте / Отв. ред. А. М. Панченко. Л.: Наука, 1983. С. 45–79.

Белобородова 2000 — Белобородова И. Н. Этноним «немец» в России: культурно-политологический аспект // Общественные науки и современность. 2000. № 2. С. 96–102.

Богданов 2001 — Богданов К. А. Повседневность и мифология: Исследования по семиотике фольклорной действительности. СПб.: Искусство-СПб, 2001.

Власова 2004 — Власова М. Н. Сюжет о пророчестве // Русский фольклор. Т. XXXII / Отв. ред. М. Н. Власова, В. И. Жекулина. СПб.: Наука, 2004. С. 223–228.

Дюжев 2005 — Дюжев Ю. И. На грани литературы и фольклора (о прозе В. И. Пулькина) // Межкультурные взаимодействия в полиэтничном пространстве пограничного региона: Матер. Междунар. науч. конф. / Сост. О. П. Илюха. Петрозаводск: Кар. науч. центр РАН, 2005. С. 206–211.

Иванова 2012 — Иванова Л. И. Персонажи карельской мифологической прозы: Исследования и тексты быличек, бывальщин, поверий и верований карелов. М.: Рус. фонд содействия образованию и науке, 2012.

Криничная 1987 — Криничная Н. А. Русская народная историческая проза: вопросы генезиса и структуры. Л.: Наука, 1987.

Криничная 2004 — Криничная Н. А. Русская мифология: Мир образов фольклора. М.: Акад. Проект: Гаудеамус, 2004.
\

Криничная 2011 — Криничная Н. А. Крестьянин и природная среда в свете мифологии. Былички, бывальщины и поверья Русского Севера: Исследования. Тексты. Комментарии. М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2011.

Криничная 2014 — Криничная Н. А. Мифология воды и водоемов: Былички, бывальщины, поверья, космогонические и этиологические рассказы Русского Севера: Исследования. Тексты. Комментарии. Петрозаводск: Кар. науч. центр РАН, 2014. Мороз 2009 — Мороз А. Б. Святые Русского Севера: Народная агиография. М.: ОГИ, 2009.

Петров 2011 — Петров А. М. Персонажи русских духовных стихов в свете народнохристианских представлений о золоте // Традиционная культура. 2011. № 3. С. 27–38.

Плешкова 2010 — Плешкова О. И. Образ Петра I в романе Д. С. Мережковского «Антихрист (Петр и Алексей)» // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. 2010. № 4. С. 63–71.

Померанцева 1975 — Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М.: Наука, 1975.

Пропп 1986 — Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986.

Рогощенков 2000 — Рогощенков И. К. В. И. Пулькин // История литературы Карелии: В 3 т. Т. 3. Петрозаводск: Институт языка, литературы и истории Кар. науч. центра РАН, 2000. С. 245–254.

Шилова 2016 — Шилова Н. Л. Фольклорная фантастика в «Кижских рассказах» Виктора Пулькина // Проблемы исторической поэтики. Вып. 4: Поэтика фантастического. Петрозаводск: ПетрГУ, 2016. С. 247–261.

Шилова 2020 — Шилова Н. Л. Остров Кижи и писатели-деревенщики: история несложившихся отношений // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2020. Т. 42. № 5. С. 52–59.

Для цитирования

Петров А. М. К проблеме освоения фольклорных нарративов литературной традицией: сказ Виктора Пулькина «Змей — серебряная спинка» // Традиционная культура. 2023. Т. 24. № 3. С. 47–59.