К проблеме выявления интонационного словаря локальной песенной традиции (на материале Нижней Устьи)

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
интонация, интонационный словарь, интонационное поле, музыкальный язык
Автор
Е.И. Возжаева
Сведения об авторе
Екатерина Игоревна Возжаева
https://orcid.org/0000-0002-8395-0153
Аспирант, специалист сектора фольклора Российского института истории искусств:
Российская Федерация, 190000, г. Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., д. 5;
тел.: +7 (812) 314-41-36; e-mail: makaron-as@mail.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
10.26158/TK.2020.21.1.004
Аннотация

В статье представлен опыт составления интонационного словаря народной песенной традиции. На материале песенного фольклора Нижней Устьи (ареала, расположенного на юге Архангельской обл.) в статье рассматриваются и разрабатываются такие понятия, как «интонация», «попевка», «интонационное поле». На основе структурно-функционального и типологического методов, применяемых к лирической песне раннего историко-стилевого пласта, вырабатываются принципы анализа мелодической и, шире, интонационной составляющей, «интонационного поля» местной традиции. Путем обнаружения различных мелодических оборотов, базирующихся на основных интонемах —  интонации возгласа, клича, повествования и плача, не только представлен путь выявления особенностей песенного интонирования локальной традиции, но и выделяются проявления музыкального мышления местных исполнителей.

Не решая задачи составить комплексный словарь музыкального языка местной традиции, автор демонстрирует принцип структурно-типологической работы с мелодической составляющей фольклорного текста, затрагивая лишь фрагмент многообразного песенного материала. 

Список литературы

Источники и материалы

Гиппиус 1927 —  Гиппиус Е. В. Крестьянская музыка Заонежья // Крестьянское искусство СССР. Искусство Севера: Заонежье: Сб. секции крестьянского искусства Комитета социологического изучения искусств. Л.: Academia, 1927. С. 147–164.

Гиппиус 1928 —  Гиппиус Е. В. Культура протяжной песни на р. Пинеге // Крестьянское искусство СССР. Искусство Севера: Пинега: Сб. секции крестьянского искусства Комитета социологического изучения искусств. Л.: Academia, 1928. С. 98–116.

Интонема —  Интонема // Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. М.: Флинта: Наука, 1998. URL: https://ped_recheved. academic.ru/75 (дата обращения: 10.01.2020).

Сохор  —  Сохор А. Н. Интонация (в  музыке) // Большая советская энциклопедия. Т. 10. М.: Сов. энциклопедия, 1972. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/90850/%D0 %98%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0 %B0%D1%86%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 24.01.2019).

Устьянские песни 1984 —  Устьянские песни / Сост. А. М. Мехнецов, Ю. И. Марченко, Е. И. Мельник. Вып. 2. Л.: Сов. композитор, 1984.

ФЭЦ СПбГК. ОАФ —  Основной аудиофонд Фольклорно-этнографического центра им. А. М. Мехнецова.

ФЭЦ СПбГК. РФ  —  Рукописный фонд Фольклорно-этнографического центра им. А. М. Мехнецова.

 

Исследования

Асафьев 1987 —  Асафьев Б. В. О народной музыке / Сост. И. И. Земцовский, А. Б. Кунанбаева. Л.: Музыка, 1987.

Булычева 2015 —  Булычева А. В. Могут ли «попевки» быть «бородинскими»? О возможности применения термина «попевка» к композиторской музыке Нового времени // Вестник Московской консерватории. 2015. № 1. С. 146–157.

Земцовский 1967 —  Земцовский И. И. Русская протяжная песня (опыт исследования). Л.: Музыка, 1967.

Земцовский 1975  —  Земцовский И. И. Мелодика календарных песен. Л.: Музыка, 1975.

Земцовский 1983 —  Земцовский И. И. Введение в вероятностный мир фольклора (к проблеме этномузыковедческой методологии) // Методы изучения фольклора. Л.: ЛГИТМиК, 1983. С. 15–30.

Зенкин 2015 —  Зенкин К. В. Музыка. Эйдос. Время. А. Ф. Лосев и горизонты современной науки о музыке. М.: Памятники исторической мысли, 2015.

Лапин 1995 —  Лапин В. А. Русский музыкальный фольклор и история (к феноменологии локальных традиций): Очерки и этюды. М.: Моск. гос. фольклорный центр «Русская песня»: РИИИ, 1995.

Мехнецов 1986 —  Мехнецов А. М. Традиция как основополагающий принцип народной музыкальной культуры // Русская народная песня: Стиль, жанр, традиция: Сб. науч. ст. Л.: ЛОЛГК, 1986. С. 5–19.

Рубцов 1973 —  Рубцов Ф. А. Основы ладового строения русских народных песен // Рубцов Ф. А. Статьи по музыкальному фольклору. Л.; М.: Сов. композитор, 1973.

Ручьевская 1998 —  Ручьевская Е. Н. Классическая музыкальная форма: Учебник по анализу. СПб.: Композитор, 1998.

Тавлай 2002  —  Тавлай Г. В. Белорусские крестинные напевы (опыт гомологической типологизации) // Искусство устной традиции: Историческая морфология: Сб. ст., посв. 60-летию И. И. Земцовского. СПб.: РИИИ, 2002. С. 64–131.

Тавлай 2013  —  Тавлай Г. В. Музыкальные средства моделирования картины мира в белорусской обрядовой песне (к  постановке проблемы) // Фольклорная традиция: фиксация и  интерпретация. СПб.: РИИИ, 2013. С. 133–181.

Для цитирования

Возжаева Е. И. К проблеме выявления интонационного словаря локальной песенной традиции (на материале Нижней Устьи) // Традиционная культура. 2020. Т. 21. № 1. С. 63–75.