https://orcid.org/0000-0002-2467-9535
Кандидат филологических наук, заведующий Научно-исследовательской лабораторией теоретической фольклористики Российской академии народного хозяйства и государственной службы:
Российская Федерация, 119571, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 82, стр. 1;
тел.: +7 (499) 956-99-99; e-mail: nik.vik.petrov@gmail.com
Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.
Сюжет об окаменевшем святотатце-плясуне, известный в России как минимум с конца XIX в., актуализируется в 1956 г. «Зоино стояние» оказывается наиболее устойчивой текстуализацией этого сюжета, поддерживающегося в 1960–1990-х гг. популярной нарративной схемой о наказании святотатцев за осквернение святынь. На текстовое и сюжетное оформление, популярность и тиражирование этого сюжета в фольклорной среде оказывают влияние религиозные фольклорные нарративы; грешница получает конкретное имя: Зоя. В околоцерковной литературе и СМИ чудо начинает рассматриваться как реальное событие. В Самаре в мае 2012 г. открывается памятник Николаю Чудотворцу. Бронзовая фигура святого под золоченым куполом поставлена в память о чудесном событии, получившем название «стояние Зои». В самарском храме во имя Иоанна Воина находится большая житийная икона Николая Чудотворца с клеймами, нижний ряд которых посвящен чуду стояния Зои в Куйбышеве. Многочисленные упоминания в СМИ, тиражирование истории в религиозных текстах и медийном официальном и неофициальном дискурсах, паломнические поездки в Самару к памятнику св. Николаю сделали из локальной легенды не только похожий на исторический нарратив, но и своего рода фольклорный бренд, благодаря которому Самара получает место на туристической карте России. Дом, где якобы произошло известное событие, хотят музеефицировать. Именно этим процессам — как фольклорный текст превращается в бренд, используемый разными акторами, — посвящена данная работа.
Источники и материалы
Стояние Зои 2005 — Стояние Зои: чудо свяАгафонов 2017 — Агафонов Н., прот. Стояние: Повесть. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2017.
Белкина 2002 — Белкина Л. В Самаре написана житийная икона свт. Николая с клеймами, повествующими о чуде, известном в православном мире как «Стояние Зои» // Николай Чудотворец. URL: http://www.nikola-ygodnik. narod.ru/Raznoe_059.html (дата обращения: 23.09.2018).
Варцегов 2004 — Варцегов Н. Танцующая с иконой богохульница Зоя окаменела // Комсомольская правда. 2004. 1 ноября. URL: www. kp.ru/daily/23394/33533/ (дата обращения: 15.01.2018).
Гиппиус 1996 — Гиппиус З. H. Опыт свободы / Подгот. текста, прим. Н. В. Королевой. М.: Панорама, 1996. URL: http://az.lib.ru/g/ gippius_z_n/text_0500.shtml/ (дата обращения: 13.08.2018).
Губанов 2003 — Губанов В. Православные чудеса в XX веке. М.: Трим, 1993.
Дикарев 1886 — Дикарев М. Толки народа в 1895 г. // Этнографическое обозрение. 1896. № 1.
Дорофеев 1925 — Дорофеев Н. О Боге, о чудесах и о нечистой твари // Безбожник у станка. 1925. № 7.
Жоголев 1992 — Жоголев А. Стояние Зои Самарской в 1956 году: (Народная повесть) // Православные чудеса. Век ХХ. М.: ЗернаКнига, 1992. С. 77–90.
Жоголев 2013 — Жоголев А. Стояние Зои. Чудо Святителя Николая в Самаре. Самара: Алексиевское Братство, 2013.
Кулагин 1956 — Кулагин В. Дикий случай // Волжская коммуна. 1956. 24 января.
Нилус 1916 — Нилус С. А. На берегу Божьей реки. Сергиев Посад: Б. и., 1916.
ПМА‑2018 — Полевые материалы автора. Самара, 2018 г.
РРПНК 2008 — Рукописная религиозная проза Нижегородского края: Тексты и комментарии / Сост. Ю. Шеваренкова. Н. Новгород: Б. и., 2008.
Рябинина 2006 — Рябинина О. «Каменная» Зоя // Аргументы и факты. 2006. 9 августа. С. 18. URL: http://gazeta.aif.ru/online/aif/1345/40_ 01?print (дата обращения: 02.05.2019).
Святой Николай 2003 — Святой Николай Чудотворец. Современные чудеса. СПб.: Нева, 2003.
Соколов-Митрич 2007 — Соколов-Митрич Д. Каменная Зоя. Как скромная работница трудного завода стала великой грешницей // Русский репортер. 2007. 26 декабря. URL: http://rusrep.ru/2007/30/zoino_stoyanie (дата обращения: 15.07.2019).
Стояние Зои 2000 — Стояние Зои. Чудо святителя Николя в Самаре / Авт.-сост. А. Жоголев, Т. Трубина. Самара: Лоза, 2000.
Стояние Зои 2005 — Стояние Зои. Чудо святителя Николая в Самаре / Сост. А. Жоголев. Рязань: Зерна, 2005.
Стояние Зои 2010 — Стояние Зои: чудо святителя Николая в Самаре / Сост. А. Жоголев. Рязань: Зерна-Слово, 2010.
Сульдин 2019 — Сульдин И. Про музей в доме «стояния Зои» // SGPRESS.ru. URL: https://sgpress.ru/news/174402 (дата обращения: 27.07.2020).
УПФ 2008 — Українский полiтичний фольклор. Київ: М. Дмитренко, 2008.
Чудеса в православии 2011 — Чудеса в православии / Авт.-сост. В. Артемов. М.: Вече, 2011.
Шепелева 2012 — Шепелева А. В Самаре в честь городской легенды открыли памятник Николаю Чудотворцу // Российская газета. 2012. 22 мая. URL: http://www.rg.ru/2012/05/22/ reg-pfo/zoja-anons.html (дата обращения: 16.02.2019).
ATU — Uther H.-J. The Types of International Folktales: A Classification and Bibliography. Based on the system of Antti Aarne and Stith Thompson. Helsinki: Suomalainen Tiedeakatemia (Academia Scientiarum Fennica), 2004.
Jauhiainen 1998 — Jauhiainen M. The Type and Motif Index of Finnish Belief Legends and Memorates. Helsinki: Suomalainen Tiedeakatemia (Academia Scientiarum Fennica), 1998.
Th — Thompson S. Motif-Index of Folk-Literature. A Classification of Narrative Elements in Folk-Tales, Ballads, Myths, Fables, Medieval Romances, Exempla, Fabliaux, Jest-Books and Local Legends. Helsinki: Academia Scientarum Fennica. Second ed.: 6 vols. Bloomington: Indiana University Press, 1955–1958.
Исследования
Буйских 2013 — Буйских Ю. С. «Если есть этот Бог на свете, то пусть меня накажет…»: представление о Божьей каре в рассказах о поругании святынь в Украине // Мифологические модели и ритуальное поведение в советском и постсоветском пространстве: Cб. ст. / Сост. А. Архипова. М.: РГГУ, 2013. С. 200–210.
Визгалов 2011 — Визгалов Д. Брендинг города. М.: Фонд «Институт экономики города», 2011.
Добровольская 2019 — Добровольская В. Е. Сказочная карта России: актуализация фольклорного наследия или «создание» фольклора? // Фольклор в культуре повседневности: Сб. ст. / Науч. ред. Н. И. Жуланова, Л. В. Фадеева; Отв. ред. Т. Н. Суханова. М.: ГИИ, 2019. С. 360–373.
Куприянов 2016 — Куприянов П. С. К вопросу о конструировании мест в современном городе: механизмы и идентичность // Лабиринт: Журнал социально-гуманитарных исследований. 2016. № 5. С. 37–45.
Петров 2018а — Петров Н. В. «Зоино стояние»: фольклорный сюжет и социальная реальность // Традиционная культура. 2018. Т. 19. № 3. С. 112–125.
Петров 2018б — Петров Н. В. «Фольклорный брендинг» российских территорий // Воображаемая территория: от локальной идентичности до бренда / Сост. М. В. Ахметова, Н. В. Петров. М.: Неолит, 2018. С. 70–87.
Петрова 2013 — Петрова Н. С. Кикимора Вятская и Кощей Тверской, или Фейклорная карта России // Фольклор XXI века: Герои нашего времени: Сб. ст. / Сост. М. Д. Алексеевский. М.: Гос. респ. центр рус. фольклора, 2013. С. 30–38.
Страхов 2003 — Страхов А. Б. Ночь перед Рождеством: народное христианство и рождественская обрядность на Западе и у славян. Cambridge: Palaeoslavica, 2003.
Hjarvard 2012 — Hjarvard S. Three Forms of Mediatized Religion: Changing the Public Face of Religion // Mediatization and Religion: Nordic Perspectives / Eds. S. Hjarvard, M. Lövheim. Göteborg: Nordicom, 2012. P. 21–44.
LeBlanc 2019 — LeBlanc J. Selling Quebecois Folklore Through Beer // The Folklorist in the Marketplace: Conversations at the Crossroads of Vernacular Culture and Economics / Eds. W. G. Mullins, P. Batra-Wells. Louisville: Utah State University Press, 2019. P. 47–71.
Smolkin 2018 — Smolkin V. A Sacred Space Is Never Empty: A History of Soviet Atheism. Princeton: Princeton University Press, 2018.
Петров Н. В. Каменная Зоя: от православной легенды к городскому бренду // Традиционная культура. 2021. Т. 22. № 1. С. 65–75.