https://orcid.org/0000-0003-3699-3553
Ведущий хранитель фондов Фольклорно-этнографического центра имени А. М. Мехнецова СанктПетербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова:
Российская Федерация, 190000, г. Санкт-Петербург, Театральная площадь, д. 3;
тел.: +7 (812) 312-21-29; e-mail: lenahistory@yandex.ru
Статья посвящена хореографическим формам молодежного гулянья в фольклорной традиции притоков р. Шелони на территории Порховского района Псковской области. Они представлены, в частности, хороводно-плясовым комплексом «Дуняша» и парными проходками по избе, которые в данной местности называют «Частёха». Архивные материалы рубежа XIX–XX вв. и экспедиционные записи второй половины XX — начала XXI в. позволяют проследить динамику бытования хореографических форм и их стилевые изменения. Песенно-хореографический комплекс, включающий хороводы, парные проходки по избе и молодежные игры, становится со временем вокально-инструментально-хореографическим по форме выражения: хороводные песни исполняются под аккомпанемент гармони, тексты вечерочных песен сменяются припевками «Скобаря», значительная роль на гуляньях начинает отводиться пляске (сольной и парной). В стиле женской/девичьей пляски существенные изменения происходят уже в первой трети XX в. Она активно заимствует хореографическую лексику мужской пляски. При этом формы традиционной мужской хореографии отличаются большей консервативностью исполнительских приемов.
Бойко 1982 — Бойко Ю. Е. Современное состояние народных музыкальных инструментов и инструментально-вокальной музыки русского Северо-Запада: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. Л., 1982.
Енговатова 2015 — Енговатова М. А. Песни зимних молодежных собраний как жанр севернорусского музыкального фольклора // Рябининские чтения - 2015: Матер. VII конф. по изучению и актуализации культурного наследия Русского Севера / Отв. ред. Т. Г. Иванова. Петрозаводск, 2015. С. 284–287.
Мехнецов 2005 — Мехнецов А. А. Кирилловская гармонь-хромка в традиционной культуре Белозерья / Науч. ред. И. С. Попова. Вологда, 2005.
Мехнецов 2009 — Мехнецов А. М. Русские традиционные наигрыши на гуслях (в записях из Новгородской и Псковской областей) / Ред. Г. В. Лобкова; Сост., авт. нотаций и прим. К. А. Мехнецова. СПб.; М., 2009. (С видеоприложением).
Моргенштерн 2009 — Моргенштерн У. «Великолукский Скобарь» и его восточные соседи: Этническая и этномузыкальная идентичность // Севернорусские говоры. Вып. 10. СПб., 2009. С. 16–58.
Моргенштерн 2011 — Моргенштерн У. Частушка как этномузыковедческая проблема // Фольклор и мы: Традиционная культура в зеркале ее восприятий: Сб. науч. ст., посвященный 70-летию И. И. Земцовского. Ч. 2. / Сост. Н. Ю. Альмеева. СПб., 2011. С. 83–99.
Морозов, Слепцова 2004 — Морозов И. А., Слепцова И. С. Круг игры. Праздник и игра в жизни севернорусского крестьянина (XIX– XX вв.). М., 2004.
Народная традиционная культура 2002 — Народная традиционная культура Псковской области: Обзор экспедиционных материалов из научных фондов Фольклорно-этнографического центра: В 2 т. Т. 1 / Авт. проекта, сост., науч. ред. А. М. Мехнецов; Отв. ред. Г. В. Лобкова, Е. А. Валевская. СПб.; Псков, 2002.
Никешичева 2016 — Никешичева В. Д. Южнопсковский «Скобарь»: к вопросу музыкально-ритмического воплощения частушечного стиха / Вопросы этномузыкознания. 2016. № 1 (14). С. 80–101.
Пархомова 2008 — Пархомова Е. А. Виды народной хореографии северо-запада России (к проблеме классификации) // Восток и Запад: этническая идентичность и традиционное музыкальное наследие как диалог цивилизаций и культур: Сб. ст. по матер. Междунар. фольклорного конгр. Астрахань, 2008. С. 137–144.
Смирнов Б. Ф. 1962 — Смирнов Б. Ф. Искусство сельских гармонистов. М., 1962. Стадник 2013 — Стадник Ю. А. Танцевальный фольклор Нигинского поселения Никольского района Вологодской области // Современные экспедиционные исследования народных традиций Вологодской области: Сб. науч. ст. / Науч. ред., сост. С. Р. Кулева. Вологда, 2013. С. 105–116.