https://orcid.org/0000-0002-9815-3042
Аспирант Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН:
Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинский пр-т, д. 32а; тел.: +7 (905) 612-23-54;
e-mail: chesnokova.eg33@gmail.com
Исследования проводились в рамках проекта РГНФ/РФФИ № 15–01–00379а «Региональная и локальная специфика культурных и языковых процессов (на материале полевых этнографических и этнолингвистических исследований в Костромском крае в XX–XXI вв.)».
В статье рассматриваются приуроченные к календарным праздникам поминальные обычаи, сопряженные с пространством кладбища. Проводится обзор их современных форм, которые включают как традиционные элементы, так и новации, обусловленные изменениями в сфере культуры, экономики и общественной жизни. Основное внимание уделено наиболее показательным периодам весенней обрядности, связанным с христианскими праздниками — П асхой и Троицей. Статья построена на материалах полевых исследований, проведенных автором в Костромской и Владимирской областях в 2016–2017 гг. Анализ материалов показывает, что приуроченность основного поминовения к пасхальному или троицкому циклу соотносится с определенными зонами. Внутри каждого периода выделяется конкретный день, в который проводятся основные поминальные ритуалы в пространстве кладбища. Поминальные дни, приуроченные к календарным церковным праздникам, имеют семейно-родственный и общественный характер, что является причиной сохранения их значимости. Коллективный характер поминовения на кладбище способствует обновлению и восстановлению социальных связей, служит актуализации утраченных коммуникаций между людьми.
Агапкина 2002 — Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. М., 2002.
Алексеевский 2010 — Алексеевский М. Д. «И на погосте бывают гости»: посещение кладбища в обрядовой практике и поминальных причитаниях крестьян Русского Севера // «Калевала» в контексте региональной и мировой культуры: Матер. Междунар. науч. конф., посвященной 160-летию полного издания «Калевалы». Петрозаводск, 2010. C. 288–299.
Бредникова 2005 — Бредникова О. Социологические прогулки по кладбищу // Беспредельная социология: Сб. эссе к 60-летию Виктора Воронкова. ЦНСИ: Unplugged / Под ред. О. Паченкова, М. Соколова, Е. Чикадзе. СПб., 2005. C. 115–130. ВЭС 1956 — Восточнославянский этнографический сборник / Под ред. С. А. Токарев. М., 1956.
Добровольская 2013 — Добровольская В. Е. Кладбище как место встречи живых и мертвых: правила, регулирующие взаимоотношения двух миров в традиционной культуре Центральной России // Slovĕne = Словѣне: International Journal of Slavic Studies. 2013. Т. 2. № . 1. С. 111–122.
Зеленин 1995 — Зеленин Д. К. Избранные труды. М., 1995. Золотова 2002 — Золотова Т. Н. Русские календарные праздники в Западной Сибири (конец XIX–XX вв.). Омск, 2002.
Лепёшкина 2011 — Лепёшкина Л. Ю. Похоронно-поминальный обряд татар Среднего Поволжья в XX веке: динамика традиции // Вопросы культурологии. 2011. № 4. С. 57–61.
Листова 2015 — Листова Т. А. Праздник встречи живых и умерших в пространстве кладбища. Современные календарные поминания на российско-украинско-белорусском пограничье // Memento Mori: Похоронные традиции в современной культуре / Отв. ред. Д. В. Громов. М., 2015. С. 54–77.
Люббе 2016 — Люббе Г. В ногу со временем: Сокращенное пребывание в настоящем / Под науч. ред. В. А. Куренного. М., 2016.
Морозов 2015 — Морозов И. А. Локальные традиции и меняющиеся идентичности // Этнографическое обозрение. 2015. № 2. С. 5–14.
Морозов, Слепцова 2004 — Морозов И. А., Слепцова И. С. Круг игры: Праздник и игра в жизни севернорусского крестьянина (XIX– ХХ вв.). М., 2004.
Напольских 2013 — Напольских В. В. Бодун — поминальный праздник на Нижней Вятке // Живая старина. 2013. № . 2. С. 3–7.
Пискунова 2012 — Пискунова Л. П. Городские кладбища в динамике социальных репрезентаций (семиотический анализ) // Человек. Культура. Образование. (Сыктывкар). 2012. № 4. С. 95–101.
Пирогов 2010 — Пирогов С. В. Топология городской жизни // Вестник Томского государственного ун-та. 2010. № 4 (333). С. 44–46.
Пропп 1995 — Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. М., 1995. Синелина 2013 — Синелина Ю. И. Религиозность в современной России // Отечественные записки. 2013. № 1. С. 243–255.
Соколова 2013 — Соколова А. Д. Трансформации похоронной обрядности у русских в ХХ — начале XXI в. (на материалах Владимирской области): Дис. … канд. ист. наук: 07.00.07, М., 2013.
Соколова 1979 — Соколова В. К. Весеннелетние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М., 1979.
Соловьева 2015 — Соловьева Я. Ю. Обряды пасхального периода в Куйбышевском районе Калужской области // Живая старина. 2015. № 2. С. 32–36
Уразманова 2009 — Уразманова Р. К. «Мусульманские» обряды в быту татар // Этнографическое обозрение. 2009. № 1. С. 13–26.
Филиппова 2009 — Филиппова С. В. Кладбище как символическое пространство социальной стратификации // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. Т. 12. № 4. С. 80–96.
Фуко 2006 — Фуко М. Другие пространства // Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. Ч. 3. М., 2006. С. 191–204.
Черных 2006 — Черных А. В. Русский народный календарь в Прикамье. Праздники и обряды конца ХIХ — середины ХХ века. Пермь, 2006.
Fischer 2013 — Fischer N. Neue Bestattungskultur: Tod, Trauer und Friedhof im Wandel. ePub: Kindle Direct Edition, 2013.
Francaviglia 1971 — Francaviglia R. V. Th e cemetery as an Evolving cultural Landscape // Annals of the Association of American Geographers, Vol. 61, No. 3. 1971. Pp. 501–509.
Rugg 2000 — Rugg J. Defi ning the place of burial: what makes a cemetery a cemetery? // Mortality. 2000. Т. 5. No. 3. Pp. 259–275.