КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ В СЛУХАХ И ТОЛКАХ КОНЦА 1920-х — 1930-х гг.

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
неподцензурный фольклор, советский фольклор, слухи, коллективизация, эсхатология
Автор
Н.С. ПЕТРОВА
Сведения об авторе
НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА ПЕТРОВА
https://orcid.org/0000-0002-6514-5601
Кандидат филологических наук, научный сотрудник Российского государственного гуманитарного университета:
Российская Федерация, 125993, г. Москва, Миусская пл., д. 6;
тел.: +7 (495) 250-69-31; e-mail: pena.talya@gmail.com
Благодарность

Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда, проект № 14–18–00590-П «Тексты и практики фольклора как модель культурной традиции: сравнительно-типологическое исследование».

Аннотация

В 1920-е гг. в СССР проходили многочисленные социальные, политические, экономические преобразования, пережить и осмыслить которые предстояло советским гражданам. Нехватка официальной информации о происходившем нередко способствовала активизации слуховой коммуникации. В статье рассматриваются слухи о коллективизации, выступавшие одним из проявлений реакции населения Советского государства на масштабные социальные и экономические реформы конца 1920–1930-х гг. Основным источником выступают информационные сводки ОГПУ о политических настроениях, дополняемые данными прессы (на примере журнала «Безбожник»), «писем во власть», мемуаров. Опосредованный характер, отрывочность представленных в данных письменных документах фольклорных сведений делает весьма затруднительным полный текстовый анализ таких форм, однако остается возможность вычленить «семантические осколки» исходных текстов в виде отдельных мотивов. В выявленных нами текстах о коллективизации актуализируются мифологические модели «доброго царя» и «золотого века», перечисляются признаки грядущего конца света, божественной кары за грехи и пр. применительно к событиям 1920–1930-х гг. Слухи и толки о коллективизации иллюстрируют неподцензурную фольклорную реакцию на событийные реалии. В ситуации тотальных социополитических изменений раннесоветской эпохи она была одним из способов осмысления и соотнесения этих нововведений с традиционной картиной мира. Немаловажную роль в построении не противоречащих коллективному опыту объяснительных схем играли готовые фольклорно-мифологические модели, наполнявшиеся актуальными деталями (именами, событиями). 

Список литературы

Архипова 2012  —  Архипова А. С. Последний «царь-избавитель»: советская мифология и фольклор 20–30-х гг. XX в. // Антропологический форум. 2012. № 12, оnlinе. URL: http://anthrоpоlоgiе.kunstkamеra.ru/filеs/ pdf/012оnlinе/12_оnlinе_arkhipоva.pdf (дата обращения: 15.03.2018).

Ахметова 2010  —  Ахметова М. В. Конец света в одной отдельно взятой стране: Религиозные сообщества постсоветской России и их эсхатологический миф. М., 2010.

Бессонов 2009  —  Бессонов И. А. Слухи и  толки времен коллективизации и  раскулачивания // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 2–3. С. 23–25.

Бессонов 2014  —  Бессонов И. А. Русская народная эсхатология: История и современность. М., 2014.

Верт 2010 —  Верт Н. Террор и беспорядок: Сталинизм как система. М., 2010.

Веселова 2001 —  Веселова И. С. Жанры современного городского фольклора: повествовательные традиции: Автореф. дис. … канд. филол. наук М., 2001. URL: http://www.ruthenia. ru/folklore/veselova6.html (дата обращения: 15.05.2018).

Виола 2010 —  Виола Л. Крестьянский бунт в эпоху Сталина: Коллективизация и культура крестьянского сопротивления. М., 2010.

Гайлит 2006  —  Гайлит О. А. Вести, пророчества, чудеса: К вопросу о религиозных сюжетах в слухах 1920–1930-х годов // Вестник церковной истории. М., 2006. Вып. 4. С. 142–149.

Джонстон 2011  —  Джонстон Т. Слухи в СССР сталинского времени // Слухи в России XIX–XX веков. Неофициальная коммуникация и «крутые повороты» российской истории. Челябинск, 2011. С. 18–27.

Левкиевская 2009 —  Левкиевская Е. Е. Слухи как речевой жанр: Аннотация лекции на Весенней школе-2009 «Фольклор в наше время: традиции, трансформации, новообразования» // Фольклор и постфольклор: струткура, типология, семиотика. URL: http://www. ruthеnia.ru/fоlklоrе/ls09_prоgram_lеvkiеvskaya. htm (дата обращения: 16.05.2018).

Осетрова 2011 —  Осетрова Е. Слухи в современной социокультурной среде: историографический обзор // Антропологический форум. 2011. № 15, online. С.  55–82. URL: http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/
pdf/015online/osetrova.pdf (дата обращения: 05.05.2018).

Панченко 2002 —  Панченко А. А. Христовщина и скопчество: Фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М., 2002.

Петрова 2012  —  Петрова Н. С. Сезонная активность антихриста (эсхатологические настроения в Рязанском округе в 1929–1930 гг.) // Антропология. Фольклористика. Социолингвистика: Матер. конф. студентов и аспирантов. СПб., 2012. С. 74–77.

Петрова 2013 —  Петрова Н. С. Апокалиптическая перепись 1937 г. // Мифологические модели и ритуальное поведение в советском и  постсоветском пространстве. М., 2013. С. 179–187.

Смит 2005 —  Смит С. Небесные письма и рассказы о лесе: «суеверия» против большевизма // Антропологический форум. 2005. № 3. С. 280–306.

Фицпатрик 2001 —  Фицпатрик Ш. Сталинские крестьяне: Социальная история Советской России в 30-е годы. Деревня. М., 2001.

Чистов 2003 —  Чистов К. В. Русская народная утопия (генезис и  функции социальноутопических легенд). СПб., 2003