https//ordic.org/0000-0003-3306-3481
Кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Российского этнографического
музея:
Российская Федерация, 191186, г. Санкт-Петербург, ул. Инженерная, д. 4/1;
тел.: +7 (812) 570-57-68; e-mail: semturem@mail.ru
Статья посвящена мифологическому образу космического оленя в традиционной культуре тунгусо-маньчжуров. В работе рассматриваются материалы фольклора, шаманства, промысловых и календарных ритуалов, а также искусства. Впервые систематизированы материалы по всем тунгусо-маньчжурским народам. Образ космического оленя в фольклоре эвенов имеет наиболее близкие аналогии с амурскими народами, которые представляют его с рогами до небес. Он сохранился в сказочном фольклоре с мифологическими и эпическими элементами. В эвенском мифе образ оленя имеет космические масштабы: из тела его происходит земля и всё живущее на ней. У народов Амура образ оленя нашел отражение в космогенезе, отделении неба от земли. Своеобразие сюжета космической охоты характеризует общесибирскую мифологию, относящуюся к ранней истории. В ней наиболее ярко проявляется мотив смены старого и нового солнца, хода времени, смены времен года, календарь тунгусо-маньчжуров. В результате анализа автор пришел к выводу, что олень в тунгусо-маньчжурской традиции моделирует пространство и время Вселенной, характеризует образ солнца и хода времени. Космический олень является архетипичным символом культуры тунгусо-маньчжуров, сохранившим свое значение до настоящего времени в художественной культуре.
Источники и материалы
Аврорин, Козьминский 1949 — Аврорин В.А., Козьминский И.И. Представления орочей о вселенной, о переселении душ и путешествиях шаманов, изображенные на «кар‑ те» // Сборник Музея антропологии и этнографии. М.; Л.: АН СССР, 1949. Т. 9. С. 324–333.
Алкин 2007 — Алкин С.В. Древние культу‑ ры Северо-Восточного Китая. Неолит Южной Маньчжурии. Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2007.
Анисимов 1958 — Анисимов А.Ф. Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных ве‑ рований. М.; Л.: АН СССР, 1958.
Васильев 1929 — Васильев Б.А. Основные черты этнографии ороков // Этнография. 1929. Вып. 1. С. 3–22.
Воскобойников 1958 — Воскобойников М.Г. Фольклор эвенков Бурятии. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1958.
Забияко, Цзяньлинь 2015 — Забияко А.П., Ван Цзяньлинь. Наскальные изображения СевероВосточного Китая. Благовещенск: Изд-во АМГУ, 2015.
Иванов 1954 — Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX — начала XX в. // Труды Института эт‑ нографии. Новая серия. Т. 22. М.; Л.: АН СССР, 1954.
Линденау 1983 — Линденау Я.И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века): Историко-этнографические материалы о на‑ родах Сибири и Северо-востока. Магадан: Магадан. кн. изд-во, 1983.
Липс 1954 — Липс Ю. Происхождение вещей. Из истории культуры человечества: Пер. с нем. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1954.
Мазин 1984 — Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов (ко‑ нец XIX — начало XX в.). Новосибирск: Наука, 1984.
Макаренко 1913 — Макаренко А.А. Поле‑ вой дневник периода экспедиции в Забайкальскую область. Ч. 2. СПб., 1913 // Архив РЭМ. Ф. 6. Оп. 1. Д. 216.
Окладников 1950 — Окладников А.П. Нео‑ лит и бронзовый век Прибайкалья // Материалы и исследования по археологии СССР. № 18. Ч. 1–2. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950.
Окладников 1964 — Окладников А.П. Олень золотые рога: Рассказы об охоте за наскальными рисунками. Л.; М.: Искусство, 1964.
Окладников 1971 — Окладников А.П. Пе‑ троглифы Нижнего Амура. Л.: Наука, 1971.
Окладников, Мазин 1976 — Окладников А.П., Мазин А.И. Писаницы реки Олекмы и Верхнего Приамурья. Новосибирск: Наука, 1976.
Подмаскин 1991 — Подмаскин В.В. Духовная культура удэгейцев XIX–XX вв.: Историкоэтнографические очерки. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1991.
Роббек 1986 — Роббек В.А. Изображение оленя в мифах эвенов // Фольклор и этнография народов Севера. Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1986. С. 78–84.
Садко 1971 — Эвенкийские сказки / Сост. С.А. Садко. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. издво, 1971. Сем,
Сем 2014 — Сем Л.И., Сем Ю.А. Мэргэн и его друзья: Нанайская сказка. СПб.; М.: Речь, 2014. Сем,
Сем 2020 — Сем Л.И., Сем Ю.А. Мифы, легенды, предания нанайцев. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020.
Суник 1975 — Суник О.П. Ульчский язык: Исследования и материалы. Л.: Наука, 1985.
Титов 1923 — Титов Е.И. Некоторые данные по культу медведя у нижнеангарских тунгусов Киндигирского рода // Сибирская живая старина. Кн. 1. Иркутск: Изд-во Вост.-Сиб. от‑ дела РГО, 1923.
ФУ 1998 — Фольклор удэгейцев: ниманку, тэлунгу, ехэ / Сост. М.Д. Симонов, В.Т. Кялундзюга и др. Новосибирск: Наука, 1998.
ФЭБ 2005 — Фольклор эвенов Березовки: Образцы шедевров / Сост. В.А. Роббек; Отв. ред. Е.К. Тарабукина. Якутск: Изд-во ИПМНС СО РАН, 2005.
Чадаева 1990 — Чадаева А.Я. Древний свет: Сказки, легенды, предания народов Хабаровского края. Очерки о фольклоре. Хабаровск: Хабар. кн. изд-во, 1990.
Исследования
Алексеев 1993 — Алексеев А.А. Забытый мир предков: (Очерки традиционного мировоззрения эвенов Северо-Западного Верхоянья). Якутск: КИФ «СИТИМ», 1993.
Березкин 2005 — Березкин Ю.Е. Космическая охота: варианты сибирско-североамериканского мифа // Археология, этнография и антропология Евразии. 2005. № 2. С. 141–150.
Березкин 2010 — Березкин Ю.Е. Из ми‑ фологии алгонкинов и атапасков. К рекон‑ струкции этнокультурной истории Северной Америки // Открытие Америки продолжается. Вып. 4. СПб.: МАЭ РАН, 2010. С. 6–96.
Березкин 2015 — Березкин Ю.Е. Сибирский фольклор и происхождение на-дене // Археология, этнография и антропология Евразии. 2015. № 1. С. 122–134.
Березкин 2017 — Березкин Ю.Е. Рождение звездного неба. Представления о ночных светилах в исторической динамике. СПб.: Кунсткамера, 2017. С. 315.
Березкин 2018 — Березкин Ю.Е. «Степной», «таежный» и «тундровый» компоненты в сибир‑ ской и североамериканской космогонии // Этнографическое обозрение. 2018. № 6. С. 114–123.
Бэкер 2004 — Бэкер Й. Шаманские небеса (маньчжурская мифология и изучение звезд Амурского бассейна) // Записки Гродековского музея. Вып. 8. Хабаровск: Изд-во Хабар. краевого краеведческого музея им. Н.И. Гро‑ декова, 2004. С. 37–55.
Голан 1993 — Голан А. Миф и символ. М.: Русслит, 1993.
Дашиева, 2009 — Дашиева Н.Б. Тунгусский миф о космогонии в архаической культуре народов Центральной Азии и Сибири // Ночь. Ритуалы, искусство, развлечения. Глубина темноты. М.: ЛЕНАНД, 2009. С. 123–130.
Ермолова 1993 — Ермолова Н.В. Олень в традиционных представлениях эвенков // Традиционные верования в современной культуре этносов. СПб.: РЭМ, 1993. С. 152–166.
Ерошкин 2002 — Ерошкин Д.В. Небесный охотник и солнечный олень (к вопросу об астральной семантике петроглифов горного Ал‑ тая) // Степи Евразии в древности и Средневековье: К 100-летию со дня рождения М.П. Грязнова. СПб.: Гос. Эрмитаж, 2002. Кн. 2. С. 44–46.
Окладникова 1990 — Окладникова Е.А. Тропою Когульдея. Л.: Лениздат, 1990.
Роббек, Дуткин 1978 — Роббек В.А., Дуткин Х.И. Миф о происхождении Земли и чел века в эвенском фольклоре // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Изд-во Якут. филиала СО АН СССР, 1978. С. 156–159.
Сем 1990 — Сем Ю.А. Космогонические пред‑ ставления нанайцев о мире. «Верхний мир» // Религиоведческие исследования в этнографических музеях. Л.: ГМЭ народов СССР, 1990. С. 114–128.
Сем 2003 — Сем Т.Ю. Модели мира // История и культура нанайцев: Историко-этнографические очерки. СПб.: Наука, 2003. С. 162–167.
Сем 2017 — Сем Т.Ю. Шаманизм эвенков по материалам Российского этнографического музея. СПб.: Гуманитарная академия, 2017.
Сирина 2012 — Сирина А.А. Эвенки и эвены в современном мире. Самосознание, природо‑ пользование, мировоззрение. М.: Наука, 2012
Сем Т.Ю. Космический олень в нарративах и ритуалах тунгусоманьчжуров как архетипический символ // Традиционная культура. 2020. Т. 21. № 4. С. 112–121.