https://orcid.org/0000-0003-0741-0494
Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН:
Российская Федерация, 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, д. 6;
тел.: +7 (3012) 43-32-51; e-mail: sodnompilova@yandex.ru
Сэсэгма Дмитриевна Гымпилова
https://orcid.org/0000-0002-4251-3379
Кандидат филологических наук, научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН:
Российская Федерация, 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, д. 6;
тел.: +7 (3012) 43-32-51; e-mail: gymps70@yandex.ru
Исследование проведено при финансовой поддержке РФФИ (проект № 19–09– 00120) «Традиционные медицинские знания монгольских народов в ретроспективе и в будущем».
Статья посвящена анализу особенностей лечебных приемов и атрибутов лекарей в эпических текстах тюрко-монгольских народов. В исследовании применялся сравнительно-исторический метод, который помог выявить общие черты в понимании и осмыслении целительских приемов, образов и атрибутов лекарей, а также метод культурно-исторической реконструкции, позволивший определить логику архаических воззрений. Целительские способности в той или иной степени, как и способности к магии, обнаруживаются у разных персонажей известных эпических произведений кочевников тюрко-монгольского мира, будь то главный герой или персонаж второго плана. Сюжеты эпических произведений показывают, что целительство было обыденным явлением в жизни героев. Самыми сильными лекарями выступают женщины — дочери небожителей и могущественных земных ханов, главные эпические герои, представители живой природы — животные, птицы, змеи, рыбы. В целом в эпических произведениях тюрко-монгольских народов отражены некоторые лечебные приемы, которые использовались еще в начале ХХ в., а некоторые из них применяются и современными целителями. В частности, это прием сакрального очищения пациента от скверны с использованием воды священных родников, огня, камней с почитаемых сакральных гор, коры, веток священных растений и трав.
Источники и материалы
Айдурай Мэргэн 1979 — Айдурай Мэргэн: Бурятский улигер / Зап. Ц. Жамцарано от сказителя Б. Булдаева; Подгот. текста, пер., предисл. и прим. М. П. Хомонова. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1979.
Аламжи Мэргэн молодой 1991 — Бурятский героический эпос; Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон. Т. 2 / Сказитель Елбон Шалбыков; Вступ. ст., подгот. текстов, пер., коммент. М. И. Тулохонова. Новосибирск: Наука, 1991. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).
Алтан Шагай 1983 — Алтан Шагай: Бурятское героическое сказание в двадцати восьми песнях о чудесах и приключениях, о доблести и коварстве, о чудовищах и героях, о вражде и дружбе, о живой воде, о старине, о битвах и подвигах богатырей Алтан Шагая и его сына Албат Мэргэна / Зап. А. К. Богданова от сказителя Б. Мосоева; Поэт. пер. и предисл А. Преловского; Подстроч. пер. и коммент. Е. Н. Кузьминой. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во,1983. Алтан
Шагай хyбyyн 1972 — Алтан Шагай хубуун // Бyхy хара хубуун. Yльгэрнyyд / Зап. Ц. Жамцарано от Х. Терентьева. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1972.
Басилов 1992 — Басилов В. Н. Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана. М.: Наука, 1992.
Бурчина 2007 — Бурчина Д. А. Героический эпос унгинских бурят: Указатель произведений и их вариантов. Новосибирск: Наука, 2007.
Бутанаев 1999 — Бутанаев В. Я. Хакасскорусский историко-этнографический словарь. Абакан: Хакасия, 1999.
Бутанаев 2006 — Бутанаев В. Я. Традиционный шаманизм Хонгорая. Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2006.
Бутанаев, Монгуш 2005 — Бутанаев В. Я., Монгуш Ч. В. Архаические обычаи и обряды саянских тюрков. Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2005.
Галданова 1987 — Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск: Наука, 1987.
Галданова 1992 — Галданова Г. Р. Закаменские буряты: Историко-этнографические очерки (вторая половина XIX — первая половина XX в.). Новосибирск: Наука, 1992.
Джангар 1940 — Джангар. Калмыцкий народный эпос. М.: Худож. лит., 1940. ДТС 1969 — Древнетюркский словарь / Под ред. В. М. Наделяева и др. М.; Л.: Наука, 1969.
Мэнэс 1992 — Мэнэс Г. Материалы по традиционной похоронной обрядности захчинов МНР конца XIX — начала ХХ в. // Традиционная обрядность монгольских народов. Новосибирск: Наука, 1992. С. 112–127.
Петри 1924 — Петри Б. Э. Элементы родовой связи у северных бурят // Сибирская живая старина. Вып. 2. Иркутск: Первая Гостипография, 1924. С. 98–126.
Пюрбеев 2001 — Большой академический монгольско-русский словарь: В 4 т. Т. 1 / Отв. ред. Г. Ц. Пюрбеев. М.: Academia, 2001.
Пюрбеев 2002 — Большой академический монгольско-русский словарь: В 4 т. Т. 4 / Отв. ред. Г. Ц. Пюрбеев. M.: Academia, 2002.
Скрябин 1911 — Скрябин К. И. Лечение ударами нагайкой у киргизов // Исторический вестник. 1911. № 8. С. 598–601.
Фиельструп 2002 — Фиельструп Ф. А. Из обрядовой жизни киргизов начала ХХ века. М.: Наука, 2002.
Хангалов 1958 — Хангалов М. Н. Собр. соч.: В 3 т. Т. 1. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1958.
Хангалов 1959 — Хангалов М. Н. Собр. соч.: В 3 т. Т. 2. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1959.
Черемисов 1973 — Черемисов К. М. Бурятско-русский словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1973.
Юдахин 1985а — Юдахин К. К. Киргизскорусский словарь. Кн. 1. М.: Сов. энциклопедия, 1985.
Юдахин 1985б — Юдахин К. К. Киргизскорусский словарь. Кн. 2. М.: Сов. энциклопедия, 1985.
Исследования
Бакаева 2003 — Бакаева Э. П. Добуддийские верования калмыков. Элиста: Джангар, 2003.
Бакаева 2017 — Бакаева Э. П. Семантика традиционного костюма ойратов и калмыков и современные художественные традиции. Элиста: КалмНЦ РАН, 2017.
Бертагаев 1973 — Бертагаев Т. А. Культ богини-матери и огня у монгольских племен // Советская этнография. 1973. № 6. С. 120–126.
Галданова 1980 — Галданова Г. Р. Культ огня у монголоязычных народов и его отражение в ламаизме // Советская этнография. 1980. № 3. С. 94–100.
Доронин 2016 — Доронин Д. Ю. Белый конь на гребне горы: структура и маркеры коммуникации в визионерских практиках алтайцев // Вестник РГГУ. Сер. История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2016. № 12 (21). С. 115–134.
Дугаров 1991 — Дугаров Д. С. Исторические корни белого шаманства (на материале обрядового фольклора бурят). М.: Наука, 1991.
Дьяконова 1981 — Дьяконова В. П. Предметы к лечебной функции шаманов Тувы и Алтая // Материальная культура и мифология: Сб. МАЭ. T. XXXVII. Л.: Наука, 1981. С. 138–152.
Жамбалова, Суворова 2017 — Жамбалова С. Г., Суворова А. С. Погребальная обрядность бурят: традиции, трансформации, возрождение (XIX — начало XXI в.). Иркутск: Оттиск, 2017.
Захарова 2004 — Захарова А. Е. Архаическая ритуально-обрядовая символика народа саха (по материалам олонхо). Новосибирск: Наука, 2004.
Михайлов 1980 — Михайлов Т. М. Из истории бурятского шаманизма с древнейших времен по XVIII в. Новосибирск: Наука, 1980.
Миягашева 2019 — Миягашева С. Б. Семантика лечебного ритуального танца адай у монгольских народов // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения РАН. 2019. № 3 (35). С. 102–109.
Николаева 2007 — Николаева Д. А. Культ матери-прародительницы в традиционной культуре бурят // В мире традиционной культуры бурят: Сб. ст. Вып. 2. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2007. С. 202–240.
Очир-Горяева 2004 — Очир-Горяева М. А. О зверином стиле в героическом эпосе «Джангар» // «Джангар» и проблемы эпического творчества: Матер. Междунар. науч. конф. Элиста: Джангар, 2004.
Потапов 1969 — Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. М.: Наука, 1969.
Скрынникова 2002 — Обряды в традиционной культуре бурят / Отв. ред. Т. Д. Скрынникова. М.: Вост. лит., 2002.
Соломатина 2007 — Соломатина С. Н. Река в мифоритуальной традиции тувинцев // Реки и народы Сибири: Сб. науч. cт. / Отв. ред. Л. Р. Павлинская. СПб.: Наука, 2007. С. 158–182.
Allsen 1996 — Allsen T. Spiritual Geography and Political Legitimacy in the Eastern Steppe // Ideology and the Formation of Early States / Ed. by H. J. M. Claessen, J. G. Oosten. Leiden: E. J. Brill. P. 116–135.
Содномпилова М. М., Гымпилова С. Д. Лечебные приемы и атрибуты лекарей в эпических произведениях тюрко-монгольских народов: к истокам целительских практик // Традиционная культура. 2021. Т. 22. № 4. С. 112–122.