«МАЛАНКА», ИЛИ «БОГАТЫРСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НА РЕЛИГИОЗНЫХ ПРАЗДНИКАХ». ИЗ АРХИВА В. М. ГАЦАКА

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
фольклорный театр, народная драма, Царь Максимилиан, Маланка, Республика Молдова
Автор
С.П. Сорокина
Сведения об авторе
СВЕТЛАНА ПАВЛОВНА СОРОКИНА
Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела фольклора Института
мировой литературы им. А.М. Горького РАН: Российская Федераци
Аннотация

 «Маланка» (или «Меланка») имеет широкое распространение в ряде областей Украины и на севере Молдовы. Первоначально «Маланка» сформировалась у украинцев как один из так называемых новогодних «обходных» обрядов c характерной для подобных явлений совокупностью магических назначений прежде всего аграрного и любовно-брачного характера. В Молдове под этим названием бытует значительное число разнородных явлений. Публикуемая ниже «Маланка» предствляет собой оригинальную редакцию русской народной драмы «Царь Максимилиан», которая, претерпев определенные изменения, стала частью рождественского обрядового цикла в с. Окница Дондюшанского (ныне — Окницкий) р-на Молдавии. Запись была сделана в 1962 г. на русском языке от 66-летнего жителя села И. Царэлунгэ. Изначально в деревне «Маланка» игралась только по-русски, и лишь после войны она была переведена и на молдавский. Текст был передан автору публикации выдающимся фольклористом В. М. Гацаком в 2009 г. Часто бытование народной драмы в отдаленных уголках Российской империи и даже за ее пределами определялось путями движения российской армии. Данная фиксация «Царя Максимилиана», «превратившегося» в «Маланку», чрезвычайно интересна, поскольку является свидетельством проникновения русской народной драмы за пределы восточнославянского распространения и позволяет нам увидеть, как фольклорный феномен адаптируется в инонациональной и иноязычной среде. Факт проникновения русской народной драмы в молдавскую рождественскую обрядность показывает поразительную гибкость фольклорной традиции, а также замечательную способность пьесы «встраиваться» в разные фольклорные системы и обслуживать разные социальные и культурные запросы.

Список литературы

Аксаков 1882  — Аксаков И.С. Иван Сергеевич Аксаков в его письмах. Ч. 1. Т. 3. Письма 1851–1860 годов. М., 1882.

Бессараба 1916 — Бессараба П.В. Материалы для этнографии Херсонской губернии. Пг., 1916.

Веселовский 1863  — Веселовский А.Н. Отчет о 22-м присуждении наград им. гр. Уварова // Записки Императорской Академии наук. Т. 4. 1863. С. 167–230.

Волков 1912 — Волков Р. Царь Максимилиан // Русский филологический вестник. (Варшава), 1912. Т. 67–68. № 4. С. 334–336.

Гацак 1964 — Гацак В.М. Войницкий и гайдуцкий народный театр в  Молдавской ССР, Северной Буковине и  Северо-Восточной Румынии // VII Междунар. конгресс антропологических и этнографических наук (Москва, август 1964). М., 1964.

К истории русского народного театра 1898 — К истории русского народного театра Царь Максимилиан. Запись В. Костина // Этнографическое обозрение. 1898. Кн. XXXVII. № 2. С. 103–116.

Курочкiн 1995  — Курочкiн О. Украiнськi новорiчнi обряди: «Коза»» i «Маланка» (з iсторii народних масок). Опiшне, 1995. Мезерницкий 1908 — Мезерницкий П.Г. Народный театр и  песни в  г. Стародубе Черниговской губернии // Живая старина. 1908. Вып. III—IV (отд. оттиск).

Мякутин 1904  — Мякутин А.И. Песни оренбургских казаков. Вып.I. СПб., 1904.

Спатару 1974 — Спатару Г.И. «Царь Максимилиан» в Молдавии // Народный театр. Л., 1974. С. 146–152.

Спатару 1982  — Спатару Г.И. Народна драма «Меланка»: ii типи и  версii // Народна творчiсть та етнографiя. 1982. № 1. С. 54–58.

Уварова 1974  — Уварова И.П. «Маланка» в молдавском селе // Народный театр. Л., 1974. С. 153–159.

Харчишин 2014 — Харчишин О. Маланковi пiснi украiнцiв пiвночi молдови: поетичний аспект (переосмислення мотивiв) // Народознавчi зошити. 2014. № 3. С. 520–527.

Яцимирский 1914  — Яцимирский Б.М. «Маланка» как  вид святочного обрядового ряженья // Этнографическое обозрение. 1914. № 1–2. С. 46–77.