МЕО ХАРИАНЫ И РАДЖАСТХАНА (МЕВАТА) ИСЛАМИЗИРОВАННЫЕ ИНДУСЫ ИЛИ ИНДУИЗИРОВАННЫЕ МУСУЛЬМАНЕ?

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
Мео, Меват, Индия, ислам, индуизм
Автор
КОТИН И. Ю.
Сведения об авторе
ИГОРЬ ЮРЬЕВИЧ КОТИН
Доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, старший научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН: 199034, Российская Федерация, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 3, тел. +7 (812) 328 41 22; е-mail: igorkotin@mail.ru

Аннотация

 В статье рассматривается судьба мео Мевата. Меват — историческая область Индии, ныне включенная в состав штатов Раджастхан и Хариана. Мео — важная группа населения Мевата, имеющие признаки племенной группы и касты — эндогамной профессиональной группы. Мео номинально исповедует ислам, но до недавнего времени

многие ее представители хранили и часть индусского культурного наследия — считали себя потомками индусских героев, воспетых в эпической поэме «Махабхарата», поклонялись деревьям и колодцам, многие носили индусские имена в сочетании с титулом «Хан» (например, Рао Амрит Хан). В деревнях, где они составляли большинство землевладельцев и владели большей частью земли, т. е. политически и экономически доминировали, мео выступали как патроны и должны были покровительствовать членам других групп, преимущественно индусам и их святыням. Доминирующее положение мео в местной системе обмена услуг и товаров предполагает сохранение ряда действий, связанных с функционированием индусской кастовой системы. Как патроны (джаджманы) мео принимали результат трудов и услуг своих слуг-клиентов (каминов) в обмен на часть урожая со своих полей. Выход из системы невыгоден мео. Ведь эгалитаристские лозунги ислама, оказавшиеся востребованными беднейшей частью населения индийских деревень, здесь бы работали против мео. Мусульмане вообще — беднейшая часть жителей индийской деревни, и подчеркивать принадлежность к исламу в деревнях со смешанным населением — значит терять свой высокий социальный статус земледельца и землевладельца. Это насторожило представителей мусульманских миссий, которые особенно активны именно в Мевате. В Мевате зародилось одно из самых активных в мире прозелитических мусульманских движений «Таблиги джамаат». Усилиями активистов этого движения мео сейчас «больше» мусульмане, чем прежде, но историческую память о своем индусском прошлом они с гордостью хранят.

Список литературы

Азимджанова 1977 — Азимджанова С. А. Государство Бабура в Кабуле И в Индии. М., 1977.  

Гусева 1988 — Гусева Н. Р. Раджастханцы. Народ И проблемы. М., 1988.  

Осипов 1934 — Осипов А. М. Альварское восстание 1932—1933 годов И британский империализм // Аграрные проблемы. 1934. № 3—4. С. 134—152. 

Сингх 1980 — Сингх Г. География Индии. М.,1980.

Aggarwal 1973 — Aggarwal P. C. The Meos of Rajashan and Haryana // Caste and Social Stratification among the Muslims / Imtiaz Ahmad (ed.). Delhi, 1973. P. 21—44.

Aijazuddin, Abdul 1990 — Aijazuddin A., Abdul A. Social identity and territorial organisation. A case study of the Meo landscape. Рукопись .1990.

Ali 1967 — Ali H. A. The Meos of Mewat: old neighbours of New Delhi. Oxford, 1967.

Chowdhury 1966 — Chowdhury A. H. The Freedom Movement in Mewat and Dr. K. M. Ashraf // Ashraf K. M. An Indian scholar and revolutionary&1903—1961 / ed. H. Kruger. Berlin, 1966. P. 293—336.  (На яз. урду.) Лахор, б.г.

Rose 1882 — Rose H. A. A Glossary of the Tribes and Castes of the Punjab and North-West Frontier Province. Vol. III. Calcutta, 1882.

Shamsuddin 1983 — Shamsuddin Sh. Meos of India. Their customs and laws. Delhi, 1983.

Titus 1978 — Titus M. T. Indian Islam. A reigeous history of Islam in India. Delhi, 1978.

Tod 1920 — Tod J. Annals and Antiquities of Rajasthan, or the Central and Western Rajput States of India. Vol. I—III. Oxford, 1920.

Сингх 1952 — Сингх Р. Исторический Раджастхан. (На яз. хинди.) Удайпур, 1952.

Ядав 1975 — Ядав К. С. История Харианы. (На яз. хинди.) Джалланхар, 1975.

Ядав 1975а — Ядав К. Ч. История освободительного движения в Хариане. (На яз. хинди.) М., 1975.