Мифологический контекст мотива игры Ацамаза на свирели в осетинской Нартиаде

Альманах
Ключевые слова
осетинская Нартиада, Ацамаз, свирель, музыка, фольклор ираноязычных народов
Автор
З.К. Плаева
Сведения об авторе
Зарина Казбековна Плаева
https://orcid.org/0000-0002-5220-8490
Младший научный сотрудник Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева Владикавказского научного центра РАН:
Российская Федерация, 362040, г. Владикавказ, пр-т Мира, д. 10;
тел.: +7 (8672) 53-69-61; e-mail: zarina_plaeva@mail.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2022.23.4.002
Аннотация

В статье впервые на материале осетинской Нартиады подробно рассматриваются мифологические аспекты влияния музыки нарта Ацамáза на окружающий мир. Для анализа привлекаются тексты других национальных версий нартовского эпоса, а также фольклора персов, курдов и татов Дагестана. Чтобы завоевать сердце неприступной красавицы Агýнды, в осетинском эпосе нарт Ацамаз начинает играть на своей свирели. Его свирель, доставшаяся в наследство от отца, — дар лесного божества Афсáти. Музыка Ацамаза оказывает благотворное воздействие, усиливает радость, изгоняет болезни, помогает выразить мысли и чувства. Она пробуждает природу от зимней спячки: приводит в движение горы, оживляет даже засохшие деревья, звери в лесу собираются и танцуют возле Ацамаза, а птицы ему подпевают, люди дружно внимают Ацамазу, успокоившись и примирившись между собой. Не остается равнодушной к звукам чарующей музыки Ацамаза и гордая Агунда, дочь могущественного Сайнáг-алдáра. Восхитившись музыкой и влюбившись, она не сразу признаётся герою в своих чувствах. Чудесная музыка порождает конфликт между ними, который является сюжетообразующим. Зафиксированные еще в памятниках скифского искусства образы дроф и сайгаков свидетельствуют о древнем степном формировании сказания об осетинском Ацамазе. Параллели из курдского, татского и персидского фольклора, возможно, отчасти восходят к периоду общеиранского единства.

Список литературы

Источники и материалы

Золотой сундук 1974 — Золотой сундук: Сказки татов Дагестана / Сост., пер. с тат. А. Кукуллу. М.: Наука, 1974.

Кукуллу 2007 — Кукуллу А. Истории мудрого странника. М.: Амалданик, 2007.

Курдские сказки 1989 — Курдские сказки, легенды и предания / Сост., зап. и пер. с курд. О. Джалила, Дж. Джалила и З. Джалил. М.: Наука, 1989.

Нарты 1957 — Нарты: Кабардинский эпос / Пер. В. Звягинцевой, С. Липкина, С. Обрадовича, М. Петровых и В. Потаповой. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1957.

НК 2004 — Нарты кадджытæ. Ирон адæмы эпос. Дзæуджыхъæу: Гасситы Викторы номыл рауагъдадон-полиграфион куыстуат, 2004. Ч. II.

НК 2007 — Нарты кадджытæ: Ирон адæмы эпос. Дзæуджыхъæу: Гасситы Викторы номыл рауагъдадон-полиграфион куыстуат, 2007. Ч. IV.

НК 2010 — Нарты кадджытæ: Ирон адæмы эпос. Дзæуджыхъæу: ИПО СОИГСИ, 2010. Ч. V.

НК 2012 — Нарты кадджытæ: Ирон адæмы эпос. Дзæуджыхъæу: ИПЦ СОИГСИ, 2012. Ч. VII.

Нарты 1989 — Нарты: Осетинский героический эпос. Кн. 2. М.: Наука, 1989.

Нарты 1991 — Нарты: Осетинский героический эпос: В 3 кн. Кн. 3. М.: Наука, 1991.

Нарты 1994 — Нарты: Героический эпос балкарцев и карачаевцев. М.: Наука, 1994.

Персидские сказки 1960 — Персидские сказки / Пер. Р. Алиева, А. Бертельса и Н. Османова. М.: Изд-во вост. лит., 1960.

Стивенс 2008 — Стивенс Е. С. Мифы и легенды Ирака. М.: Центрполиграф, 2008.

 

Исследования


Абаев 1990 — Абаев В. И. Избранные труды: Религия. Фольклор. Литература. Т. 1. Владикавказ: Ир, 1990.

Анфимов 1987 — Анфимов Н. В. Древнее золото Кубани. The Kuban’s Ancient Gold. Краснодар: Краснодар. кн. изд-во, 1987.

Гаглойти 1977 — Гаглойти Ю. Некоторые вопросы историографии нартского эпоса. Цхинвали: Ирыстон, 1977.

Дзиццойти 1992 — Дзиццойти Ю. А. Нарты и их соседи: Географические и этнические названия в нартовском эпосе. Владикавказ: Алания, 1992.

Королькова 2006 — Королькова Е. Ф. Звериный стиль Евразии. Искусство племен риный стиль Нижнего Поволжья и Южного Приуралья в скифскую эпоху (VII–IV вв. до н. э.): Проблемы стиля и этнокультурной принадлежности. СПб.: Петербург. востоковедение, 2006.

Окороков, Переводчикова 2020 — Окороков К. С., Переводчикова Е. В. Находки 2013 г. в контексте звериного стиля кургана 1 курганного могильника Филипповка 1 // Нижневолжский археологический вестник. 2020. Т. 19. № 1. С. 28–45.

Плаева 2016а — Плаева З. К. Музыкальные инструменты в нартовском эпосе осетин: свирель Ацамаза // Традиционная культура. 2016. № 4. С. 67–78.

Плаева 2016б — Плаева З. К. Небожитель Афсати — первоначальный владелец свирели Ацамаза // V Всерос. Миллеровские чтения (Матер. науч. конф. 20–22 октября 2016 г.): Сб. ст. Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2016. С. 47–57.

Погребова, Раевский 1992 — Погребова М. Н., Раевский Д. С. Ранние скифы и древний Восток: К истории становления скифской культуры. М.: Наука, 1992.

Силантьева 1974 — Силантьева П. Ф. Терракоты Пантикапея // Терракотовые статуэтки. М.: Наука, 1974. С. 5–37.


Хъесаты 2010 — Хъесаты В. Ирон цуанæтты æгъдæуттæ æмæ æвзаг: Этнографион очерк. Дзæуджыхъæу: Ир, 2010.

Черненко 1975 — Черненко Е. В. Оружие из Толстой Могилы // Скифский мир / Отв. ред. А. И. Тереножкин. Киев: Наукова думка, 1975. С. 152–173.

Яценко 1971 — Яценко И. В. Искусство скифских племен Северного Причерноморья // История искусства народов СССР. Т. 1. Искусство первобытного общества и древнейших государств на территории СССР. М.: Изобразительное искусство, 1971. С. 116–138.

Яценко 1992 — Яценко С. А. Антропоморфные изображения Сарматии // Аланы и Кавказ: Alanica-II. Владикавказ; Цхинвал: СОИГСИ, 1992. С. 189–214.

Для цитирования

Плаева З. К. Мифологический контекст мотива игры Ацамаза на свирели в осетинской Нартиаде // Традиционная культура. 2022. Т. 23. № 4. С. 21–28.