Мифы лимбу в киберпространстве: внутрикультурный диалог этноса

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
антропогонический миф, космогонический миф, Интернет, лимбу, Непал
Автор
Л.А. Стрельцова
Сведения об авторе
Лилия Александровна Стрельцова
https://orcid.org/0000-0001-5729-9136
Ассистент кафедры теории и методики преподавания языков и культур Азии и Африки СанктПетербургского государственного университета:
Российская Федерация, 199034, г. СанктПетербург, Университетская наб., д.7–9;
тел.: +7 (812) 328-77-32; e-mail: l.streltcova@spbu.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2020.21.4.011
Аннотация

Процессы, происходящие в современном информационном мире, неизбежно влияют на традиционные сообщества. Интернет является площадкой, где активно распространяются традиционные тексты, имевшие ранее ограниченное хождение в силу специфики их сохранения и  воспроизведения. Представители непальской народности лимбу создали группу в социальной сети Facebook, где публикуют свои мифы, генеалогии, сказки и предания. Через платформу соцсети мифы доходят до более широкой аудитории, к тому же она предоставляет возможность для активного обсуждения. Меняется язык (с языка лимбу на непальский) и форма изложения (с поэтической на прозаическую). Мифы воспроизводятся не со слов шаманов, но по письменным источникам: санскритским текстам, работам европейских и местных ученых. Это иллюстрирует стремление лимбу придать «вес» собственной религии и традиции. Намечается разрыв в мифоритуальных практиках. Ритуал обсуждается только в связи с жертвоприношениями, которые воспринимаются частью участников как признак отсталости общества. Наибольшую значимость приобретает антропогонический миф, поскольку именно вера в общее происхождение является одним из важнейших критериев этничности. Активное воспроизведение мифа о творении человека в социальных сетях является одним из факторов, позволяющих лимбу сохранять чувство этнической общности.

Список литературы

Источники и материалы

Emehang 2019 — Emehang J.D. मुन्धुम ग्रुपमा हामी कहाँ कहाँ बाट जोडिएको छौ? [Откуда участники группы мундхум?] URL: https://www. facebook.com/groups/103303693099715/per‑ malink/2305429856220410/ (дата обращения: 03.09.2019).

Limboo 2014  — Limboo Bh. अक्वामा मुन्धुम बारे मञ्जुल याक्थुम्बाको लेख [Мундхум Окванамы, записанный Манджулом Яктхунгбой]. URL: https://www.facebook.com/groups/103303693099715/ permalink/678214258941986/ (дата обращения: 03.09.2019).

Limboo 2015  — Limboo Bh. लिम्बू जातिको उत्पति र थातथलो बारे मुन्धुममा के छ भन्ने निम्न खोजमुलक लेख पनि हेरौँ [Посмотрите найденные статьи о  происхождении и  прародине лимбу]. URL: https://www. facebook.com/groups/103303693099715/per‑ malink/816739728422771/ (дата обращения: 03.09.2019).

Limboo 2016  — Limboo Bh. माङ्गेन्ना अनुष्ठानमा कुखुराको बलि [Жертвоприношение петуха во время ритуала мангенна]. URL: https://www.facebook.com/groups/103303693099715/ permalink/1049013285195413/ (дата обращения: 03.09.2019).

Limboo 2017  — Limboo Bh. कुन देशबाट कति जना सदस्यहरु छन् यो मुन्धुम ग्रुपमा? [Сколько участников группы мундхум из каких стран?] URL: https://www.face‑ book.com/groups/103303693099715/perma‑ link/1432576990172372/ (дата обращения: 03.09.2019).

Limboo 2017a  — Limboo Bh. अक्वामा मुन्धुम बारे मञ्जुल याक्थुम्बाको लेख [Мундхум Окванамы, записанный Манджу‑ лом Яктхунгбой]. URL: https://www. facebook.com/groups/103303693099715/per‑ malink/1446174952145909/ (дата обращения: 03.09.2019).

Limboo 2017b  — Limboo Bh. छलफलका लागि — «सोधुङ्गेन लेप्मुहाङ» को थिए? [Для обсуждения  — кто такой Содхунг‑ ген Лепмуханг?] URL: https://www.face‑ book.com/groups/103303693099715/perma‑ link/1200258333404240/ (дата обращения: 03.09.2019).

Limboo 2018 — Limboo Bh.माङेगेना (शिर उठाउने) [Мангенна (поднять голову)]. URL: https://www. facebook.com/groups/103303693099715/per‑ malink/1586558978107505/ (дата обращения: 03.09.2019).

Limboo 2018a — Limboo Bh. मुन्धुममा मानव उत्पतिको वर्णन [Описание происхожде‑ ния человека в  мундхуме]. URL: https://www. facebook.com/groups/103303693099715/per‑ malink/1573420382754698 (дата обращения: 03.09.2019).

Lung 2015  — Lung S. नावाचइत् मुन्धुम (सृष्टिको आख्यान) [Навачаит мундхум (рассказ о  творении мира)]. URL: https://www. facebook.com/groups/103303693099715/per‑ malink/803124349784309/ (дата обращения: 03.09.2019).

Menyangbo 2018 — Menyangbo T.B.सावा येहाङ् मुन्धुम [Мундхум сава еханг]. URL: https://www. facebook.com/groups/103303693099715/per‑ malink/1780071438756257/ (дата обращения: 03.09.2019).

Risley 1892 — Risley H.H. Limbu // The Tribes and Castes of Bengal. Ethnographic glossary. Vol.  2. Calcutta: Bengal Secretariat Press, 1892. P. 14–20.

Yakthung Sa 2017  — Yakthung Sa. मनुष्यको उत्पत्ति (सष्टि) तथा माङ्गेना मुन्धुम [Мундхум о  происхождении (творении) человека и  мангенна мундхум]. URL: https://www.facebook.com/ groups/103303693099715/permalink/1470419469721457/ (дата обращения: 03.09.2019).

 

Исследования

Введение в  востоковедение 2010  — Введение в востоковедение / Под ред. Е.И. Зеленева, В.Б. Касевича. СПб.: КАРО, 2010.

Мелетинский 2000  — Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Вост. лит., 2000.

Топоров 2010  — Топоров В.Н. Мировое дерево: Универсальные знаковые комплексы. Т. 1. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010.

Diamandaki 2011  — Diamandaki K. Virtual Ethnicity and Digital Diasporas: Identity Con‑ struction in Cyberspace // Global Media Journal: American edition. 2003. Vol. 2. Iss. 2. P. 1–14.

Sagant 2008 — Sagant P. The Dozing Shaman. The Limbus of Eastern Nepal. New Delhi: Oxford University Press, 2008.

Schlemmer 2003  — Schlemmer G. New Past for the Sake of a Better Future: Re-inventing the History of the Kirant in East Nepal // European Bulletin of Himalayan Research. 2003. № 25/26. P. 119–144.

Subba 1995 — Subba C. The Culture and Religion of Limbus. Kathmandu: K.B. Subba, 1995

Для цитирования

Стрельцова Л.А. Мифы лимбу в  киберпространстве: внутри‑ культурный диалог этноса // Традиционная культура. 2020. Т. 21. № 4. С. 132–140.