Кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник сектора фольклора Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уро РАН: 167982, Российская Федерация, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 26; тел.: 8 (8212) 20 17 02; e-mail: plimeroff@mail.ruv
Статья подготовлена в рамках проекта фундаментальных научных исследований, выполняемых по программам фундаментальных исследований УрО РАН в 2015–2017 гг. № 15-13-6-30 «Коми устная сказочная традиция и современные народные сказочники».
Статья посвящена анализу мотива первородного греха — основного мотива антропогонических сюжетов. Антропогоническая легенда входит в состав космогонических текстов, но при этом в основных чертах строится в соответствии с сюжетной канвой библейской истории Адама и Евы, их грехопадения и изгнания из рая. Сам библейский сюжет о первых людях в фольклорных интерпретациях приобретает дополнительные этиологические мотивы, не только расширяющие антропогоническую тему, но и существенно меняющие смысловые параметры библейской истории. Главным является изменение концепции первородного греха. В церковной традиции под первородным грехом понимается нарушение прародителями человечества — Адамом и Евой — заповеди Бога: не вкушать плодов с древа познания добра и зла. Следствием этого нарушения является искажение изначальной человеческой природы. В коми фольклорной традиции концепция первородного греха связана с мотивом измены первой женщины своему мужу, Адаму, с Чертом, а сам мотив первородной измены обусловлен мифологическим статусом женщины как создания противника небесного бога. Следствием греха прародителей становится мифическая «болезнь», которая тем сильнее поражает последующие поколения человечества, чем дальше по времени они отстоят от поколения первых людей, вплоть до полной деградации последнего поколения людей накануне конца света.
Белова 2004 — Белова О. В. «Народная Библия»: Восточнославянские этиологические легенды. М., 2004.
Белова 2008 — Белова О. В. Рукописание Адама в книжной и устной традиции славян // Славянский альманах. М., 2008. С. 241–253.
Березкин — Березкин Ю. А. Тематическая классификация и распределение фольклорномифологических мотивов по ареалам: Аналитический каталог. URL: http://www.ruthenia.ru/ folklore/berezkin/ (дата обращения 05.02.2015).
Гревс, Патай 2008 — Гревс Р., Патай Р. Иудейские мифы. М., 2008.
Грех первородный — Грех первородный. URL: www/http: //azbyka.ru/dictionary/04/ greh_pervorodyi-all.shtml (дата обращения: 05.02.2015).
Зеленин 1994 — Зеленин Д. К. К вопросу о русалках // Зеленин Д. К. Избранные труды. М., 1994. С. 230–298.
Косарев 2003 — Косарев М. Ф. Основы языческого миропонимания. М., 2003.
Кузнецова 1998 — Кузнецова В. С. Дуалистические легенды о сотворении мира в восточнославянской фольклорной традиции. Новосибирск, 1998.
Лимеров 1998 — Лимеров П. Ф. Мифология загробного мира». Сыктывкар, 1998.
Му пуксьöм 2005 — Му пуксьöм — Сотворение мира. Мифология народа коми: Сборник текстов / сост., пер. с коми, ред., предисл., коммент. П. Ф. Лимерова. Сыктывкар, 2005.
Сагалаев 1991 — Сагалаев А. М. Уралоалтайская мифология. Новосибирск, 1991.
Чувьюров 2010 — Чувьюров А. С. Коми легенда о сотворении мира из архива РЭМ: финно-угорские и восточнославянские параллели // «Уведи меня, дорога»: Сборник памяти Т. А. Бернштам. СПб., 2010. С. 304–322.