https://orcid.org/0000-0002-4925-8817
Кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела этнографии русского народа, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН:
Российская Федерация, 119334, г. Москва, Ленинский пр-т, д. 32а;
тел.: +7 (499) 243-19-72; e-mail: ovis2@yandex.ru
Надгробие, являясь материализованной памятью об умершем человеке, несет информацию о нем и обо всем сообществе, к которому он принадлежал. В секте духоборцев, которой посвящена статья, представления о надгробии являлись прямым отражением ее учения и тех изменений, которые происходили в сообществе в течение 170 лет проживания в Закавказье. Духоборцы являлись последователями учения о внутренней церкви и отрицали поклонение всему материальному, они верили в воскрешение духом, а не плотью, отказались от почитания захоронений и материального увековечивания памяти покойных. Секуляризация религиозного сознания и забвение своего учения, изменения в организационно-религиозной структуре секты и ее экономическое расслоение стали теми причинами, которые лежали в основе процесса трансформации этих представлений и изменения внешнего вида надгробий. Духоборческое надгробие прошло путь от необработанного камня, положенного около изголовья могилы, являвшегося конфессиональным символом погребения, до монументального памятника, лишенного религиозного содержания, подверженного моде и амбициям родственников умершего. Духоборческое надгробие впервые стало предметом исследования. В основу работы положены полевые материалы автора, в том числе обследования духоборческих кладбищ, произведенные автором за период с 1988 по 2015 г. в Грузии и Азербайджане. Ключевые слова: духоборцы, религиозное учение, похоронный обряд, надгробие.
Источники и материалы
ГАТО — Государственный архив Тамбовской области.
Животная книга — Животная книга духоборцев / Сост. В. Д. Бонч-Бруевич. СПб., 1909.
Некоторые черты 1896 — Некоторые черты об обществе духоборцев // Русская старина. 1896. Август. С. 257–270.
Ольховский 1905 — Ольховский В. Обряды духоборцев // Живая старина. 1905. Вып. 3–4. С. 233–270.
ПМА — Полевые материалы автора.
РО РГБ — Рукописный отдел Российской государственной библиотеки.
Исследования
Зеленин 1991 — Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1991.
Иникова 2018 — Иникова С. А. Религиозно-догматическая составляющая в современном похоронном обряде духоборцев с. Гореловка (Грузия) // Жизнь и научный путь этнографа: Матер. чтений памяти И. В. Власовой. М., 2018. С. 324–336.
Кремлёва 2009 — Кремлёва И. А. Похоронно-поминальные обычаи и обряды // Русские Рязанского края. Т. 2 / Отв. ред. С. А. Иникова. М., 2009. С. 167–215.
Левкиевская, Толстая 1999 — Левкиевская Е. Е., Толстая С. М. Камень // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 2: Д — К / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М., 1999. С. 448–453.
Листова 2014 — Листова Т. А. Некоторые особенности похоронно-поминального обряда на русско-украинско-белорусском пограничье // Полевые исследования 2009–2010. М., 2014. С. 135–161.
Иникова С. А. Надгробие закавказских духоборцев в религиозном и историческом контексте // Традиционная культура. 2019. Т. 20. № 2. С. 113–122.