НАРОДНОЕ ХРИСТИАНСТВО В АРМЕНИИ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
жизненные ценности, армяне, вернакулярные практики, народное христианство, сурб, матах
Автор
Н.В. КРЮКОВА
Сведения об авторе
НАТАЛЬЯ ВЛАДИСЛАВОВНА КРЮКОВА
Аспирантка Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН:
Российская Федерация, 119334, г. Москва, Ленинский пр-т, д. 32а;
тел.: +7 (495) 938-18-20;
преподаватель Центра социальной антропологии Российского государственного гуманитарного университета:
Российская Федерация, 125047, г. Москва, Миусская пл., д. 6, корп. 2;
тел.: +7 (495) 25061-02; e-mail: nkryu@mail.ru
Аннотация

В статье исследуется народное христианство в Армении —  религиозная повседневность, включающая в себя особое восприятие и понимание христианства, а также специфические практики, отличающиеся от официально одобренных Армянской Апостольской Церковью форм проявления религиозности и отправления культа. Анализируется такое комплексное явление, как сурб. Этим термином могут обозначаться любые священные места в жилище, селении или за его пределами. В сознании сельских жителей все они находятся в общем сакральном поле, различаясь лишь степенью своей святости. В статье рассматриваются культовые практики сельских жителей преимущественно Апаранского района Западной Армении, в том числе древний обряд жертвоприношения матах. Разбираются взаимоотношения представителей официальной Церкви и тех, кто практикует обряды народного христианства. Исследование проводилось как часть проекта по изучению механизмов конструирования смысла жизни и жизненных ценностей, который Учебно-научный центр социальной антропологии РГГУ проводил в 2015–2017 гг. Тема раскрывается на основе полевых наблюдений и глубинных интервью, полученных автором в армянских селах в 2015 и 2016 гг. Анализируются нарративы сельских жителей на фоне их повседневной жизни и особенностей быта, приводятся социологические данные.

Список литературы

Исследования Абрамян 2011 —  Абрамян Л. Конструктивисты раннего Средневековья: случай Армении // Антропология социальных перемен. М., 2011. С. 87–114.

Авакян 1999 —  Авакян Г. Армянская Апостольская Церковь, ее место в современном армянском обществе. URL: http://www.ca-c. org/journal/cac-03–1999/st_21_avakyan.shtml (дата обращения: 19.06.2018).

Агаджанян 2016 —  Агаджанян А. С. Этнос, нация и религия: научные парадигмы и реальность Южного Кавказа // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2016. № 2. С. 331–356.

Армяне 2012 — А рмяне / Отв. ред. Л. М. Варданян, Г. Г. Саркисян, А. Е. Тер-Саркисянц. М., 2012.

Арутюнов 2009  —  Арутюнов С. А. Бык и  баран: параллель или оппозиция. URL: http://levonabrahamian.com/cntnt/publicatio/ articles_b/stati/sarutyunov.html (дата обращения: 19.06.2018).

Кабицкий, Крюкова 2015 —  Кабицкий М. Е., Крюкова Н. В. О чем говорят в Армении: краткий экскурс в  народный дискурс // Новые российские гуманитарные исследования. 2015. № 10. URL: http://www.nrgumis.ru/articles/1970/ (дата обращения: 19.06.2018).

Крюкова 2015  —  Крюкова Н. В. Некоторые аспекты конструирования смысла жизни и жизненных ценностей в актуальном армянском дискурсе. Первичный анализ материалов двух полевых экспедиций в Армению 2015– 2016 гг. // Полевые исследования студентов РГГУ. Этнология. Фольклористика. Лингвистика. Вып. Х. М., 2015. C. 53–67.

Крюкова 2016 —  Крюкова Н. В. «У нас неверующих нету!»: отношение к религии в современной Армении // Новые российские гуманитарные исследования. 2016. № 11. URL: http://www.nrgumis.ru/articles/1998/ (дата обращения: 19.06.2018).

Микаэлян 2014 —  Микаэлян Г. Армянская апостольская церковь и общество в современной Армении // Большой Кавказ двадцать лет спустя: ресурсы и стратегии политики и идентичности. М., 2014. С. 216–262.

Тер-Саркисянц 1998  —  Тер-Саркисянц А. Е. Армяне. История и этнокультурные традиции. М., 1998.

Шагоян 2012  —  Шагоян Г. Время играть свадьбу: мифологическая и  экономическая обусловленность армянского свадебного сезона // Армянский гуманитарный вестник. 2012. № 4. С. 140–152.

Abramyan 2006  —  Аbramyan L. Armenian identity in a сhanging world. CA, 2006. Abramyan 2011 —  Abramyan L. Description and (re) construction in Sovietera anthropology // Exploring the edge of empire. Soviet era anthropology in the Caucasus and Central Asia. Berlin. 2011. Pp. 297–312.

Abramyan et al. 2018  —  Abramyan L. Hambardzumyan Z., Shagoyan G., Stepanyan G. Th e chain of seven pilgrimages in Kotaik, Armenia. Between folk and offi  cial Christianity // Sacred places, emerging spaces. Religious pluralism in the post-Soviet Caucasus. New York, Oxford, 2018. Pp. 70–96.

Antonyan 2011  —  Antonyan Y. Religiosity and religious identity in Armenia: Some current models and developments // Acta Ethnographica Hungarica. 2011. No. 56 (2). Pp. 315–332.

Antonyan 2014  —  Antonyan Y. Church, god and society: Towards the anthropology of church construction in Armenia // Armenian Christianity today: Identity, politics and popular practice. London; NY, 2014. Pp. 35–56.

Antonyan 2015 —  Antonyan Y. Political power and church construction in Armenia // Religion, nation and democracy in the South Caucasus. London; New York, 2015. Pp. 81–95.

Corley 1996 —  Corley F. Th e Armenian Church under the Soviet regime. Part 1: Th e Leadership of Kevork’ // Religion, State and Society. 1996. No. 24 (1). Pp. 9–53.

Corley 1996a  —  Corley F. Th e Armenian Church under the Soviet regime. Part 2: Th e Leadership of Vazgen // Religion, State and Society. 1996. № 24 (4). Pp. 286–343.

Harutyunyan, Kalantaryan 2001  —  Harutyunyan S. B., Kalantaryan A. A. Tukh Manuk [Th e Dark Youth]. Yerevan, 2001.

Primiano 1995  —  Primiano L. N. Vernacular religion and the search for method in religious folklore // Western Folklore. 1995. Vol. 54. Pp. 37–56.

Siekierski 2013 —  Siekierski K. Th e Armenian Apostolic Church and Vernacular Christianity in Soviet Armenia // Keston Newsletter. 2013. № 18. Pp. 15–20.

Siekierski 2014 —  Siekierski K. “One nation, one faith, one church”: Th e Armenian Apostolic Church and the ethno-religion in post-Soviet Armenia // Armenian Christianity today: Identity, politics and popular practice. London; NY, 2014. Pp. 9–34.