http://orcid.org/0000-0003-0917-5432
Доктор филологических наук, доцент, главный научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН:
Российская Федерация, 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, д. 6,
тел.: +7 (3012) 43-35-51; e-mail: dampilova_luda@rambler.ru
Дмитрий Алексеевич Носов
http://orcid.org/0000-0001-7247-1184
Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института восточных рукописей РАН:
Российская Федерация, 191186, г. Санкт-Петербург, Дворцовая наб., д. 18,
тел.: +7 (812) 315-87-28; e-mail: dnosov@mail.ru
Статья подготовлена в рамках государственного задания (проекты № 121031000259–6 «Этнокультурная идентичность в архитектонике фольклорных и литературных текстов народов Байкальского региона» и № 122012400057–2 «Поэтические системы традиционной словесности»).
В статье содержится предварительная характеристика наследия малоизвестного на сегодняшний день собирателя шаманского фольклора западных бурят — Татьяны Капитовны Алексеевой. Она работала в 1940-е гг. на территории современного Осинского района Иркутской области РФ. Круг ее информантов был узок, что позволило собирателю подробно зафиксировать репертуар шаманов, приложив к текстам детальное описание обрядов. Источниковой базой исследования стали два фонда архива Центра восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН (г. Улан-Удэ) и одна единица хранения из коллекции монгольских рукописей ИВР РАН (г. Санкт-Петербург). Авторы выяснили, что одна из единиц хранения из Улан-Удэ является дополнением к рукописному памятнику, хранящемуся в Санкт-Петербурге. Речь идет о записи западнобурятской версии центральноазиатского эпоса о Гэсэре, исполнитель которого был практикующим шаманом. Примечательно, что для полевой записи использовалось классическое старомонгольское письмо, с 1930-х гг. последовательно выводившееся из употребления на территории проживания бурят. Авторы делают вывод, что собиратели бурятского фольклора середины XX в. старались хранить записанные ими материалы в разных архивах страны. Анализ позволил также установить, что значительная часть шаманских призываний загадочного происхождения, опубликованных Б. Ринченом в 1961 г. в Висбадене, была записана Т. К. Алексеевой в 1940-е гг. в Осинском районе Иркутской области от шамана М. А. Шобонова.
Источники и материалы
АВ — Архив востоковедов Института восточных рукописей Российской академии наук (г. Санкт-Петербург).
Амстердамская 1940 — Амстердамская Л. А. Восточно-халхаские народные сказки: Текст и перевод: (Труды монгольской комиссии № 35). М..; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1940.
Поппе 1932 — Поппе Н. Н. Описание монгольских «шаманских» рукописей Института востоковедения // Записки Института востоковедения Академии наук СССР. I. Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1932. С. 151–200.
Поппе 1934 — Язык и колхозная поэзия бурят-монголов Селенгинского аймака. Собрал Н. Н. Поппе. Л.: Изд-во АН СССР и ГИК БМАССР, 1934.
РФ ИВР — Рукописный фонд Института восточных рукописей Российской академии наук (г. Санкт-Петербург).
СПбФ АРАН — Санкт-Петербургский филиал Архива Российской академии наук.
ЦВРК — Центр восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН (г. Улан-Удэ).
Rintchen 1961 — Rintchen B. Les materiaux pour L’etude du shamanisme Mongol. Asiatische Forschungen II: Textes shamanistes Bouriates. Wiesbaden, 1961. Bd 8.
Исследования
Асватуров — Асватуров А. С. Богданов Андрей Кириллович // Сотрудники РНБ — деятели науки и культуры: Биогр. словарь: В 4 т. URL: http://nlr.ru/nlr_history/persons/info.php?id= 1509 (дата обращения: 11.12.2022).
Дампилова 2019 — Дампилова Л. С. Шаманские материалы в фонде Т. К. Алексеевой в ЦВРК ИМБТ СО РАН // Cultural heritage of the Mongols: manuscripts and archival collections. Papers of the IV International Conference, April 18–19, 2019. Ulaanbaatar, Mongolia. St. Petersburg; Ulaanbaatar, 2019. P. 57–64.
Дампилова 2021 — Дампилова Л. С. Тайны советского архива: бурятские шаманские материалы в книге Б. Ринчена // Вестник архивиста. 2021. № 1. С. 68–81.
Дугаров 2017 — Дугаров Б. С. Эпос и шаманское призывание: некоторые аналогии // Вестник БГУ. Сер. Философия. 2017. № 6. С. 194–200.
Иориш 1972 — Иориш И. И. Монголоведение // Азиатский музей — Ленинградское отделение Института востоковедения АН СССР. М.: Наука: ГРВЛ, 1972. С. 209–234.
Милибанд 2008 — Милибанд С. Д. Востоковеды России, XX — начало XXI века: Биобиблиогр. словарь: В 2 кн. М.: Вост. лит., 2008.
Носов 2020 — Носов Д. А. Совместная работа ИВ АН и ГНИИК БМ АССР по изданию бурятского эпоса в 1930-е гг. // Эпос «Гэсэр» — духовное наследие народов Центральной Азии: Сб. науч. ст. / Отв. ред. Б. В. Базаров. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2020. С. 186–188.
Носов 2022 — Носов Д. А. Рукопись Mong. E 289 из коллекции ИВР РАН: «лаборатория» собирателя бурятского фольклора // Мир Центральной Азии-V: Сб. науч. ст. Новосибирск: СО РАН, 2022. С. 356–357.
Попова 2018 — Попова И. Ф. От Азиатского музея к Институту восточных рукописей РАН: собиратели и исследователи рукописной книги народов Востока // Азиатский музей — Институт восточных рукописей РАН: Путеводитель. М.: Наука: Вост. лит., 2018. С. 5–47.
Сазыкин 1988 — Сазыкин А. Г. Каталог монгольских рукописей и ксилографов Института востоковедения Академии наук СССР. Т. I / Отв. ред. Д. Кара. М.: Наука: ГРВЛ, 1988.
Nosov 2022 — Nosov D. Buryat Folklore Collector’s “Desktop”: MS Mong. E289 from the Collection of the IOM, RAS // Written Monuments of the Orient. Vol. 8. No. 1 (15). 2022. P. 88–99.
Дампилова Л. С., Носов Д. А. Наследие Татьяны Капитовны Алексеевой в собраниях ИВР РАН и ЦВРК ИМБТ СО РАН (к 110-летию со дня рождения) // Традиционная культура. 2023. Т. 24. № 2. С. 164–174.