https://orcid.org/0000-0002-5040-2126
Магистр антропологии, преподаватель департамента истории Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики» — Санкт-Петербург:
Российская Федерация, 190121, г. Санкт-Петербург, наб. Канала Грибоедова, д. 123, лит. А;
тел.: +7 (981) 153-59-72; e-mail: tambosv@gmail.com
Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 19–312–90020 «Религиозный фольклор духоборцев: история и ритуальный контекст» на базе ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН).
Рецензии В. Д. Бонч-Бруевича, революционера и специалиста по религиозным движениям, не изучены и в большинстве своем не опубликованы. Между тем они не только содержат результаты его многолетних исследований, но и отражают судьбу дисциплин истории и этнографии в советской науке и политике. Благодаря своему более чем пятидесятилетнему труду Бонч-Бруевич смог обеспечить преемственность между народническими и позднесоветскими исследованиями религиозных движений. Даже в масштабах его письменного наследия обращает на себя внимание количество рецензий, написанных им в поздний период научного творчества. Имея ограниченный доступ к современной ему научной жизни (причем как в дореволюционный, так и в советский периоды), он как полевой исследователь стремился обобщить научные достижения предшественников, разоблачить устойчивые «кабинетные» и антисектантские стереотипы о духоборцах, равно дистанцируясь и от народников, и от советских академиков, во многом предвосхитил современную методологию и этику исследований религиозных диссидентов. На примере отложенной полемики, предметом которой стали работы шести авторов, принадлежавших разным интеллектуальным поколениям и политическим лагерям, предпринимается попытка рассмотреть, какое место фольклорный материал занимал в методологии Бонч-Бруевича как историка и этнографа.
Источники и материалы
Андерсон 1908 — Андерсон В. М. Старообрядчество и сектантство: исторический очерк русского религиозного разномыслия. СПб.: Тип. Первой труд. артели, 1908.
Бирюков 1908 — Бирюков П. И. Духоборы. СПб.: Посредника, 1908.
Богораз-Тан 1906 — Богораз-Тан В. Г. Духоборы в Канаде: Очерки. М.: Народная мысль, 1906.
Бонч-Бруевич 1900 — Бонч-Бруевич В. Д. Список псалмов, писем, рассказов и других рукописей по исследованию учения, жизни и переселения в Канаду закавказских духоборцев. Женева: Свободное слово, 1900.
Бонч-Бруевич 2018 — Бонч-Бруевич В. Д. Исследовательские и биографические материалы: по матер. Науч. — ист. архива ГМИР / Публ. и коммент. Е. А. Терюковой // История религиоведения и интеллектуальная история России XIX — первой половины XX века / Отв. ред. М. М. Шахнович,
Е. А. Терюкова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018. С. 381–453.
Дружинин 1930 — Дружинин В. Духоборы. Л.: Прибой, 1930. (Против сектантства). Материалы 1908–1912 — Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола: В 7 вып. Вып. 1–2, 4–5. СПб.: Тип. Б. М. Вольфа, 1908–1912.
НИОР РГБ. Ф. 369. К. 72. № 25 — [БончБруевич В. Д.] Рец. на: Харламов И. «Д. Исторический очерк». 6 марта 1951 г. НИОР РГБ. Ф. 369. К. 61. № 17 — [БончБруевич В. Д.] Рец. на: Бирюкова П. И. «Духоборцы» (1908). Начало 1950-х гг. НИОР РГБ. Ф. 369. К. 65. № 4 — [БончБруевич В. Д.] Рец. на ст.: Дружинин В. «Духоборы. Против сектантства». НИОР РГБ. Ф. 369. К. 72. № 33 — [Бонч172
Бруевич В. Д.] Рец. на работу Чертковой А. К. «Сборник песен и гимнов свободных христиан». Вып. 1 и 2. Изд. «Свободного слова» 1904, 1905.
НИОР РГБ. Ф. 369. К. 72. № 9 — [БончБруевич В. Д.] Рец. на Тана-Богораза «Духоборы в Канаде. Очерки». М., 1906. 26.11.45. Ольховский 1904, 1905 — Ольховский В. Заметка об устной духоборческой литературе. II. Духоборческая легенда о Тюхтянь-боге. [1904, 1905] // НИОР РГБ. Ф. 369 (В. Д. БончБруевич). К. 40. № 8. Л. 25об.
Харламов 1884 — Харламов И. Н. Духоборцы (Исторический очерк). М.: Русская мысль, 1884.
Черткова 1904 — Сборник песен и гимнов свободных христиан / Сост. А. К. Черткова. Вып. I. Крайстчерч: Свободное слово, 1904.
Исследования
Алымов, Арзютов 2014 — Алымов С. С., Арзютов Д. В. Марксистская этнография за семь дней:
совещание этнографов Москвы и Ленинграда и дискуссии в советских социальных науках в 1920–1930-е годы // От классиков к марксизму: совещание этнографов Москвы и Ленинграда (5–11 апреля 1929 г.) / Под ред. Д. В. Арзютова, С. С. Алымова, Д. Дж. Андерсона. СПб.: МАЭ РАН,
2014. URL: http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikat or/08/08_02/978–5–88431–266–1 (дата обращения: 31.03.2022).
Арзютов 2017 — Арзютов Д. В. Антрополог или политик? Политические пристрастия и теоретические построения Сергея Широкогорова // Этнографическое обозрение. 2017. № 5. С. 123–141.
Гордеева 2003 — Гордеева И. А. «Забытые люди»: История российского коммунитарного движения. М.: АИРО-ХХ, 2003.
Гордеева 2005 — Гордеева И. А. Социальные и психологические особенности участников «интеллигентных» земледельческих общин // Общественная мысль и общественное движение в России пореформенного времени: Сб. ст. Воронеж: Истоки, 2005. С. 103–130.
Иванова 2009 — Иванова Т. Г. История русской фольклористики XX века: 1900 — первая половина 1941 г. СПб.: Дмитрий Буланин, 2009.
Клибанов 1969 — Клибанов А. И. Религиозное сектантство и современность: Социологические и исторические очерки. М.: Наука, 1969.
Клибанов 1977 — Клибанов А. И. Народная социальная утопия в России: Период феодализма. М.: Наука, 1977.
Комелина 2010 — Комелина Н. Г. «Репрессированные» архивы. К постановке вопроса // От конгресса к конгрессу: Матер. Второго Всерос. конгресса фольклористов: Сб. докладов. Т. 1. М.: ГРЦРФ, 2010. С. 279–288.
Комелина 2018 — «Глубокоуважаемый Владимир Дмитриевич»: Письма Н. Е. Ончукова к В. Д. Бонч-Бруевичу 1930-х гг. / Вступ. ст., публ. и коммент. Н. Г. Комелиной // Из истории русской фольклористики. Вып. 11: К юбилею Валерии Игоревны Ереминой. СПб.: Свое издательство, 2018. С. 486–517.
Матханова 2017 — Матханова Н. П. В. Д. Бонч-Бруевич и «академическое дело»: помощь репрессированным историкам // Сибирская ссылка: Сб. науч. ст. Вып. 8 (20). Иркутск: Оттиск, 2017. С. 519–535.
Пызиков 2020 — Пызиков Д. Д. В. Д. БончБруевич: «профессиональный» революционер и один из основателей советского религиоведения // Концепт: философия, религия, культура. 2020. Т. 4. № 1. С. 95–104.
Тарасова 2005 — Тарасова И. В. Материалы по истории духоборцев в коллекции Музея истории религии // Труды Государственного музея истории религии. Вып. 5. СПб.: Акционер и Ко., 2005. С. 64–80.
Терюкова 2018 — Терюкова Е. А. В. Д. БончБруевич — исследователь религиозных миноритарных групп в России (по материалам Научного архива ГМИР) // История религиоведения и интеллектуальная история России XIX — первой половины XX века / Отв. ред. М. М. Шахнович,
Е. А. Терюкова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018. С. 168–184.
Энгельштейн 2002 — Энгельштейн Л. Скопцы и царство небесное. М.: НЛО, 2002. Эткинд 1998 — Эткинд А. М. Хлыст: Секты, литература и революция. М.: НЛО, 1998.
David-Fox 1998 — David-Fox M. Symbiosis to Synthesis: The Communist Academy and the Bolshevization of the Russian Academy of Sciences, 1918–1929 // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. Neue Folge. 1998. Bd. 46. H. 2. P. 219–243.
Fabian 1983 — Fabian J. Time and the Other: How Anthropology Makes Its Object. N. Y.: Columbia University Press, 1983. Inikova 1999 — Inikova S. A. History of the Doukhobors in the Archives of Vladimir D. Bonch-Bruevich (1886–1950s) / Ed. by K. J. Tarasoff. N. Y.; Ottawa; Toronto: Legas, 1999.
Scott 1985 — Scott J. C. Weapons of the Weak. Everyday Forms of Peasant Resistance. New Haven; London: Yale University Press, 1985.
Ssorin-Chaikov 2008 — Ssorin-Chaikov N. Political Fieldwork, Ethnographic Exile, and State Theory: Peasant Socialism and Anthropology in Late-Nineteenth-Century Russia // New History of Anthropology / Ed. by H. Kuklick. Malden; Oxford; Carlton: Blackwell Publishing, 2008. P. 191–207.
Тамбовцева С. Г. Наука как утопия: архивная полемика В. Д. БончБруевича с исследователями духоборчества // Традиционная культура. 2022. Т. 23. № 2. С. 164–175.