Департамент антропологии Университета Северной Аризоны: 555, Э. Пайн Нолл Драйв, п/я 15200, Флагстафф АЗ 86011–5200)
Данная статья основана на результатах исследования, поддержанного грантом № 0822512 Национального научного фонда США (National Science Foundation, grant № 0822512, url:http:// www.nsf.gov/awardsearch/showAward.do? AwardNumber=0822512&version=noscript). Любые соображения, замечания, выводы и рекомендации, высказанные в этой статье, принадлежат исключительно ее автору и ни в коей мере не являются выражением взглядов Национального научного фонда. Помощь в работе над статьей оказали сотрудники Университета Северной Аризоны Майкл Стивенсон, Джордж Гуммерман IV и Роберт Троттер — доцент Института философии, истории, культуры и искусств (предмет «фольклористика»), Пертти Анттонен и исследовательница социальной антропологии Карен Армстронг, оба из Хельсинкского университета. Моя сердечная благодарность всем финским коллегам, щедро делившимся со мной своими советами, наблюдениями, замечаниями.
Эта статья отражает первые впечатления от этнографического изучения современного феномена «Возрождения финских плачей» и его соотношения с традиционными карельскими причитаниями, предваряя несколько более обширных публикаций на эту же тему, над которыми ведется работа. Эта статья посвящена двум взаимосвязанным чертам традиционного карельского причитания и его современного эквивалента, а именно намеренной сакральности жанра причитаний и использования специализированного лингвистического регистра для обслуживания функции глорификации и почитания.
Причитания как жанр традиционного устного фольклора стремительно исчезают из живого бытования по всему миру, а карело-финское «возрождение плачей» представляет собой единственный известный автору случай самодеятельного сценического воссоздания. Будучи уникальным в данном отношении, оно разделяет многие черты с мириадами случаев постмодернистских духовных практик Нью-Эйджа (или субъективной экзистенциальности). Дело не только в том, что традиционные карельские плачи несли в себе коннотацию сакральности, но скорее в том, что финские энтузиасты возрождения верят, что они создают сферу интимности, обретающую сакральность в акте раскрытия самых внутренних переживаний через традиционный жанр. Неудивительно, что метаязык, который используется энтузиастами для оформления своих перформансов, соединяет профессиональный жаргон психологии с традиционным дискурсом и диктуемыми им стилевыми правилами, если, как в данном случае, они поют наподобие старинных плакальщиц и используют гонорифические лингвистические маркеры, относящиеся к сверхъестественным слушателям.