НЕКОТОРЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ПРАКТИКИ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НА КАВКАЗЕ

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
жизнеобеспечение, скотоводство, Кавказ, горные селения, пшавы, хевсуры, тушины, Нагорный Дагестан
Автор
М. И. Драмбян
Сведения об авторе
МИХАИЛ ИГОРЕВИЧ ДРАМБЯН
Старший преподаватель УНЦСА РГГУ: Российская Федерация, 125993,
г. Москва, Миусская пл., д. 6; тел.: + 7 (495) 250-61-22; e-mail: drambyan@gmail.com
Благодарность

Исследование проводилось в рамках проекта РГНФ 15-01-00445 «Конструирование смысла жизни: реальность и ее восприятие в России и сопредельных странах (социально-антропологическое исследование)», руководитель проф. О. Ю. Артемова, научный консультант акад. В. А. Тишков, в составе коллектива Учебно-научного центра социальной антропологии РГГУ О. Ю. Артемовой, Ю. В. Артемовой, М. И. Драмбяна, при помощи и участии К.У. Бегиашвили и В. В. Новикова.

Аннотация

В статье рассматриваются современные практики жизнеобеспечения нескольких этнических групп, проживающих в горных местностях Северного Кавказа и Закавказья. Речь идет о субкультурных группах в составе грузинского этнического массива: хевсурах, пшавах, тушинах и жителях Нагорного Дагестана. Хевсуры и пшавы проживают в местах традиционного расселения в горах Восточной Грузии, тушины — в Кахетии, в Алазанской долине Республики Грузия, куда они переселились из гор Тушетии. Недалеко от Дербента на равнине проживают аварцы Нагорного Дагестана и табасаранцы, переселенные туда в советское время из горных регионов Южного Дагестана. Материал для статьи был получен автором в результате полевых исследований с начала 2000-х гг. Распад Советского Союза привел к разрыву экономических связей между разными регионами, жители горных поселений лишились возможности использовать равнинные пастбища как из-за возникновения государственных границ, так и с появлением частной собственности на землю. Распад прежних экономических систем привел к сокращению рабочих мест в горах и появлению новых практик жизнеобеспечения, имеющих признаки архаизации. В статье описываются конкретные случаи реальных жизненных стратегий горцев. Несмотря на культурную и политическую разницу между регионами, можно проследить общие тенденции. Советский период, несмотря на пришедшую в горы модернизацию (техническую, социальную и экономическую), оказывал и консервирующее воздействие на многие аспекты хозяйственной жизни горцев. Выдвигается версия о структурном конфликте традиционных экономических систем с экономикой модернизированных обществ.

Список литературы

Артемова 2015  — Артемова О. Ю. В  Земо Алвани // Новые гуманитарные исследования. 2015. № 10. URL: http://nrgumis.ru/ articles/1969/

Артемова 2015а — Артемова Ю. А. В Пшави // Новые гуманитарные исследования. 2015. № 10. URL: http://nrgumis.ru/articles/1968/

 Бобровников 2004 — Бобровников В. О. Колхозы и ислам в современном Дагестане // Кавказский сборник. 2004. № 1 (33). С. 169–185.

Драмбян 2009  — Драмбян М. И. Ислам как фактор общественной жизни в Республике Дагестан // Этнографическое обозрение. 2009. № 4. С. 42–51.

Драмбян 2015 — Драмбян М. И. В Хевсурети // Новые гуманитарные исследования. 2015. № 10. URL: http://nrgumis.ru/articles/1967/

Драмбян, Казанков 2003 — Драмбян М. И., Казанков А. А. Экология и аборигенные народы // Охрана дикой природы. 2003. № 4а (26). URL:http://www.biodiversity.ru/publications/ odp/archive/26/st02. html

Зиссерман 1879– Зиссерман А. Л. Двадцать пять лет на Кавказе. СПб., 1879.

Народы России 1994 — Народы России: Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков. М., 1994.

Поланьи 2002 — Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени. М., 2002.

Рихтер 1930  — Рихтер З. В. В  солнечной Абхазии и Хевсуретии. М.; Л., 1930.

Салинз 2009  — Салинз М. Экономика каменного века. М., 2009.