Кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Института филологии Сибирского отделения Российской академии наук: Российская Федерация, 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, д. 8; тел.: +7 (383) 330-53- 45; e-mail: vera_kuznetsova@mail.ru
Статья посвящена изучению судьбы мифологического мотива плавания на камне. Целью работы было выявление и сопоставление форм этого мотива, представленных в устной традиции и в древнерусской рукописной книжности. В фольклорной традиции мотив плавания на камне обнаруживается в нескольких основных группах текстов. Находим его среди легенд о сотворении мира (демиурги до начала творения пребывают или плавают на камне), среди рассказов об основателях поселений и храмов (святые-основатели приплывают на камне), в вариантах духовного стиха о Голубиной книге (на камне пребывает Иисус Христос, утверждающий «веру на камени»), а также в некоторых поверьях. В рукописной книжности мотив представлен в эпизодах агиографических повествований о святых — устроителях монастырей или храмов, наиболее известным из которых является житие Антония Римлянина.
Сопоставление форм бытования этого мотива позволяет выявить общность его семантики в фольклоре и книжно-рукописной традиции. В фольклорной традиции всех чудесным образом приплывающих на камне персонажей сближает то, что все они выполняют определенные креативные действия — по сотворению и обустройству мира, с той же семантикой связаны чудесным образом приплывающие персонажи в рукописной книжности. Характер бытования мотива в устной традиции и книжно-рукописной традиции, рассмотренный с учетом культурно-исторического контекста, свидетельствует, как нам представляется, в пользу фольклорного источника этого мотива.
Безсонов 1861 — Безсонов П. Калеки перехожие: Собрание стихов и исследование. Вып. 2. М., 1861.
БЛДР 1999 — Библиотека литературы Древней Руси. Т. 6: XIV — середина XV века. СПб., 1999.
Варенцов 1860 — Сборник русских духовных стихов, составленный В. Варенцовым. СПб., 1860.
Гнатюк 1902 — Галицько-руськi народнi легенди. Т. 1: Зiбрав Володимир Гнатюк // Етнографiчний Збiрник. Львiв, 1902. Т. 12.
Даль 1994 — Даль Вл. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1994.
Даль 1984 — Даль Вл. И. Месяцеслов // Пословицы русского народа. 1984. Т. 2. С. 302– 326.
Дмитриев 1988 — Дмитриев Л. А. Иона // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 1. Л., 1988. С. 427–430.
Дмитриев 1989 — Дмитриев Л. А. Житие Иоанна Новгородского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 2. Л., 1989. С. 514–517.
Дмитриев 1973 — Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII–XVII вв. Эволюция жанра легендарно-биографических сказаний. Л., 1973.
Дмитриева 1977 — Дмитриева Р. П. Повесть о Рязанском епископе Василии // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы РАН (Санкт-Петербург). Т. 32. Л., 1977. С. 40–55.
Дмириева 1988 — Дмитриева Р. П. Житие Зосимы и Савватия соловецких // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 1. Л., 1988. С. 264–267.
Заварицкий 1916 — О том свете и об этом: Рассказы Саратовского Поволжья. Из записей крестьянина Гавр. Кирил. Заварицкого // Этнографическое обозрение. 1916. № 1/2 (кн. 109/110). С. 67–83.
Зонтиков 2003 — Зонтиков Н. А. Варнава Ветлужский // Православная энциклопедия. Т. 6. М., 2003. С. 653–654.
Иванов 1901 — Иванов А. И. Верования крестьян Орловской губернии // Этнографическое обозрение. 1901. № 4 (кн. 47). С. 68–118.
Исидорова, Рыжова 2003 — Исидорова З. Н., Рыжова Е. А. Варлаам Важский // Православная энциклопедия. Т. 6. М., 2003. С. 611–613.
Криничная 1991 — Криничная Н. А. Предания Русского Севера. СПб., 1991.
Кузнецова 1988 — Кузнецова В. С. Дуалистические легенды о сотворении мира в восточнославянской фольклорной традиции. Новосибирск, 1998.
Кузнецова 2012 — Кузнецова В. С. Легенды о переплывающей реку Богородице в русской фольклорной Библии // Критика и семиотика. Вып. 16. Новосибирск, 2012. С. 163–185.
Лимеров 2008 — Лимеров П. Ф. Образ св. Стефана Пермского в письменной традиции и в фольклоре народа коми. М., 2008.
Лихачев 1945 — Лихачев Д. С. Литература [Новгорода] 30-х — 50-х годов XV в. // История русской литературы: В 10 т. Т. II. Ч. 1. М.; Л., 1945. С. 256–264.
Макаренко 1913 — Макаренко А. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении. Восточная Сибирь. Енисейская губерния // Записки РГО по отделению этнографии. Т. 36. СПб., 1913.
Макаров 1984 — Макаров Н. А. Камень Антония Римлянина // Новгородский исторический сборник. Вып. 2 (12). Л., 1984. С. 203–210.
Максимов 1903 — Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903.
Морохин 1998 — Легенды и предания Волги-реки / Сост. В. Н. Морохин. Н. Новгород, 1998.
Назаренко 2004 — Назаренко А. В. Василий <епископ Ростовский> // Православная энциклопедия. Т. 7. М., 2004. С. 28–30. Н. Х. 1892 — Н. Х<арузин>. К вопросу о религиозных воззрениях крестьян Калужской губернии // Этнографическое обозрение. 1892. № 2/3 (кн.13/14). С. 210–215.
Понырко 1988 — Понырко Н. В. Житие Макария Желтоводского и Унженского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 1. Л., 1988. С. 291–293.
Пролог 1978 — Литературный сборник XVII века. Пролог. М., 1978.
Пыпин 1898 — Пыпин А. Н. Местные черты исторических сказаний и легенды // Пыпин А. Н. История русской литературы. Т. 1. Гл. IX. СПб., 1898. С. 319–362.
Романов 1891/5 — Романов Е. Р. Белорусский сборник. Вып. 5. Заговоры, апокрифы и духовные стихи. Витебск, 1891.
Рыжова 2009 — Рыжова Е. А. Архитектоника русской агиографии: композиционный эпизод «выбор места основания монастыря или храма» (Мотив «плавание святого» в контексте устной традиции) // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы РАН (Санкт-Петербург). Т. 60. СПб., 2009. С. 51–84.
Рыжова 2011 — Рыжова Е. А. Мотив «плавание святого на камне» в житии Антония Римлянина и фольклоре // Русская агиография. Исследования. Материалы. Публикации. Т. 2. СПб., 2011. С. 3–36.
Рябов 2003 — Рябов А. Н. Варнава Ветлужский: иконография // Православная энциклопедия. Т. 6. М., 2003. С. 655.
Сабурова 1971 — Сабурова Л. М. Русское население Приангарья // Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. Ч. 1: Приангарье. Новосибирск, 1971.
Словарь исторический 1990 — Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местночтимых. М., 1990. (Репринтное воспроизведение издания 1862 г.).
Устные предания 1996 — Устные предания о Стефане Пермском / Подгот. О. А. Хвостикова // История Пермской епархии в памятниках письменности и устной прозы. Сыктывкар, 1996. С. 106–117.
Федотов 2000 — Федотов Г. П. Святые Древней Руси // Федотов Г. П. Собрание сочинений: В 12 т. Т. 8. М., 2000. С. 183–193.
Фет 1998 — Фет Е. А. Житие Антония Римлянина // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 1. Л., 1988. С. 245–247.
Храмова 2005 — Храмова Н. Б. Легенды и предания села Пустынь Нижегородской области // Живая старина. 2005. № 4. С. 54–57.
Чагин 1996 — Чагин Г. Н. Почитание Стефана Пермского в Перми Великой в XVI– XVII веках // Христианизация коми, ее роль в развитии государственности и культуры. Сыктывкар, 1996. С. 283–290.
Чубинский 1872 — Труды этнографическо-статистической экспедиции в ЗападноРусский край, снаряженной Императорским Русским Географическим обществом. ЮгоЗападный отдел: Материалы и исследования, собранные д. чл. П. П. Чубинским. Т. 3: Народный дневник. СПб., 1872.
Чувьюров, Шарапов 2006 — Чувьюров А. А., Шарапов В. Э. Местночтимые святыни у верхневычегодских коми // Живая старина. 2006. № 2. С. 23–26. Шеваренкова 1998 — Нижегородские христианские легенды / Сост., вступ. ст. и коммент. Ю. М. Шеваренковой. Н. Новгород, 1998.
Щепанская 1995 — Щепанская Т. Б. Кризисная сеть (традиции духовного освоения пространства) // Русский Север. К проблеме локальных групп. СПб., 1995. С. 110–173.
Яковлев 1913 — Вотяцкие легенды, записанные в Поршурском приходе Елабужского уезда Вятской губернии в 1902 и 1903 годах. Записал и перевел Ив. В. Яковлев // Живая старина. 1913. Вып. 3/4. С. 387–390.