https://orcid.org/0000-0002-1927-3987
Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник сектора фольклора Института
языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН:
Российская Федерация, 167982, ГСП-2, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д.26;
тел.: +7 (8212) 20-17-02; e-mail: rassyhaev@mail.ru
В статье проанализирован образ Тист Ивана в устных рассказах, записанных в начале XXI в. среди вишерских коми, и рассказе коми писателя В.А. Савина «Луча» (1926). Авторский рассказ был создан на основе слухов и сообщений о неординарном поступке Тист Ивана (Ивана Феоктистовича), который впервые в селе провел «октябрины» вместо крещения сына. Нарративы о нем локализуются преимущественно в фольклорной традиции села Большелуг (Корткеросский район, Республика Коми). В других местах рассказы о нем тяготеют к демонологической прозе, в которой герой в образе еретника занимается ритуальным отниманием коровьего молока накануне Великого четверга.
В литературном и фольклорном дискурсе герой одинаково активен: он постоянно находится в движении, перемещается из одного населенного пункта в другой на вороном коне. Центральным моментом является имянаречение новорожденного сына героя. Если в рассказе В.А. Савина Тист Иван сначала дает сыну новое имя, а потом его жена крестит новорожденного в церкви, то в фольклорной традиции сначала жена крестит сына в церкви, где священник нарекает его Лукой, а потом Тист Иван дает сыну новое имя, связанное с Советским государством — Новолучинский. В отличие от литературного героя, фольклорный персонаж безнаказанно ворует в соседнем селе из амбаров хлеб, используя для этого напоенного вином коня.
По мере распространения книжного источника рассказ «Луча» начинает оказывать влияние на фольклорную традицию
Источники и материалы
Афанасьев 2008 — Афанасьев А.Н. Славянская мифология. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2008.
Книга памяти РК 1998 — Книга памяти Республики Коми. Сыктывкар, 1998. Т. 6. КРС 2000 — Безносикова Л.М., Айбабина Е.А., Коснырева Р.И. Коми-роч кывчукӧр: Около 31 тысячи слов / Отв. ред. Л.М. Безносикова. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2000. [Коми-русский словарь].
Налимов 2010 — Налимов В.П. Загробный мир по верованиям зырян // Налимов В.П. Очерки по этнографии финно-угорских народов / Сост. А.Е. Загребин, В.Э. Шарапов. Ижевск; Сыктывкар, 2010. С. 33–51.
Нёбдінса Виттор — Нёбдінса Виттор [список работ] // Коми гижӧд. Онлайн тӧданін. [Коми произведения. Онлайн-библиотека]: URL: http://wiki.komikyv.org/index.php/%D0%9D%D1%91%D0%B1%D0%B4%D1%96%D0%B D%D1%81%D0%B0_%D0%92%D0%B8%D1%8 2%D1%82%D0%BE%D1%80 (дата обращения: 01.03.2018).
Панюков 2015 — Панюков А. Нёбдинский «исчезающий мужик» был еще и легендарным грабителем? // Трибуна. 2015. 25 июня.
Савин 1926 — Савин В.А. «Мусюр» сайын. Висер вожӧд коми йӧзкостса сьыланкывъяс чукӧртӧм // Коми му — Зырянский край. 1926. № 9. С. 33–41; № 10. С. 35–38; № 11. С. 35–43. [За водоразделом. Собирание коми народных песен по Вишере].
Савин 1927 — Нёбдінса Виттор. Луча: висьт-збыль. Сыктывдінкар, 1927. 22 л.б. [Луча: рассказ-быль].
Савин 1998 — Савин В.А. Гажӧдчӧй, кор томӧсь: Бӧрйӧм гижӧдъяс / Сост. Г.И. Торлопов. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1998. 336 л.б. [Веселитесь, когда молоды: Избранные сочинения].
ССКЗД — Сравнительный словарь комизырянских диалектов / Сост. Т.И. Жилина, М.А. Сахарова и др. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1961.
Исследования
Ванеев 1980 — Ванеев А.Е. Заключение: [Послереволюционная коми литература (1917–1929 годы)] // История коми литературы: В 3 т. Т. 2. Сыктывкар, 1980. С. 163–166.
Вежев 1980 — Вежев А.А. Проза: [Послереволюционная коми литература (1917–1929 годы)] // История коми литературы: В 3 т. Т. 2. Сыктывкар, 1980. С. 127–138.
Коровина 1999 — Коровина Н.С. Русская лубочная литература и коми сказка // Арт. 1999. № 3. С. 84–93.
Лисовская 2005 — Лисовская Г.К. Время в рассказах В. Чисталёва «Трипан Вась» и В. Савина «Луча» // III Савинские чтения: Матер. респ. науч.-практ. конф. (Сыктывкар, 20–21 ноября 2003 г.) / Отв. ред. В.А. Лимерова. Сыктывкар, 2005. С. 43–47.
Лобанова 2014 — Лобанова Л.С. Некоторые мотивы Великого четверга в прилузской и верхневычегодской традициях коми // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014. № 11. С. 190–197.
Лобанова, Рассыхаев 2016 — Лобанова Л.С., Рассыхаев А.Н. Устные рассказы о Тювэ: классификация сюжетов по записям начала XXI века // Фольклористика Коми: исследования и матер. / Ред.-сост. Л. Лобанова, Н. Кузнецов. Тарту: Науч. изд-во ЭЛМ, 2016. С. 185–222.
Мартынов 1980 — Мартынов В.И. Виктор Алексеевич Савин // История коми литературы: В 3 т. Т. 2. Сыктывкар, 1980. С. 167–182.
Мартынов 1993 — Мартынов В.И. Коми литературоведческий словарь-справочник. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1993.
Микушев 1961 — Микушев А.К. Коми литература и народная поэзия. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1961. 128 с.
Панюков 1999 — Панюков И.М. Висер вож да сэтчӧс олысьяс йылысь пасйӧдъяс. Корт-керос, 1999. [Заметки о Вишерском крае и его жителях].
Рассыхаев 2005 — Рассыхаев А.Н. Взаимосвязи коми детской литературы с детским фольклором коми // «Память предков: Национальный эпос и фольклор финно-угров сквозь призму детской литературы» в рамках 170-летия карело-финского эпоса «Калевала»: Матер. науч.-практ. конф. Сыктывкар: НДБ РК им. С.Я. Маршака, 2005. С. 52–57.
Рассыхаев 2019 — Рассыхаев А.Н. Устные рассказы о гипнотизере Бисин Миш в фольклорной традиции вишерских коми // Рябининские чтения-2019: Матер. VIII конф. по изучению и актуализации традиционной культуры Русского Севера / Отв. ред. Т.Г. Иванова. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2019. С. 455–457.
Торлопов 1998 — Торлопов Г.И. Примечаниеяс // Савин В.А. Гажӧдчӧй, кор томӧсь: Бӧрйӧм гижӧдъяс / Сост. Г.И. Торлопов. Сыктывкар: Коми кн. из-во, 1998. Л. б. 315–332. [Примечания].
Рассыхаев А.Н. Образ Тист Ивана в рассказе В.А. Савина «Луча» и вишерской фольклорной традиции коми // Традиционная культура. 2020. Т. 21. № 3. С. 108–117.