orcid.org/0000-0002-1844-5038
доктор филологических наук, профессор кафедры общего языкознания Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета:
Российская Федерация, г. Пермь, ул. Сибирская, 24,
тел. +7 (342) 212-72-53; Тел. +7 902 798-38-26; e-mail: podjukov@yandex.ru
Исследование проведено в рамках проекта РФФИ №18-412-590002 р_а «Похоронно-поминальная обрядность в русской традиции Северного и Южного Прикамья».
В статье рассматриваются народные образные представления смерти, зафиксированные в фольклорной традиции Пермского края. Прослеживается культурная мотивированность этих образов, способы использованного при их создании метафорического соотнесения (смерть как птица, смерть как насекомое, смерть как животное, смерть в антропоморфном облике). Выявляются архаичные формы образов и современные их трансформации, описываются функции образных уподоблений (от эвфемической до юмористической), устанавливается роль образных уподоблений в культурной табуизации смерти. Отмеченные в быличках и устных рассказах, приметах и во фразеологических выражениях образы смерти, характеризующиеся как средства её эвфемизации, одновременно демонстрируют выработанные в народной культуре механизмы психологической адаптации к проблеме конца жизни. Указывается, что в парадигме образов, отражающей многоликость смерти, преобладают формы «нестрашной» смерти. Делается вывод о том, что в исследуемых фольклорных жанрах она чаще выступает как объект изображения и познания, а не как угроза и наказание, что в отличие от таких народно-религиозных текстов, как духовные стихи, связанный с ней страх не носит угрожающего, разрушительного, деструктивного характера. Народная образность смерти отражает опыт народнофилософского отношения к ней, представляя её преимущественно в природно-естественных формах.
Алексеевский 2015 — Алексеевский М. Д. Смерть как персонаж похоронных причитаний Русского Севера. — Сб. «Мортальность в литературе и культуре». М.: Новое литературное обозрение, 2015. С. 153-158.
Байбурин, Топорков 1990 — Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета: этногр. очерки. Л., 1990. 165 с.
Белова 2009 — Белова О. В. Синий цвет. — Славянские древности. Т. IV. М.: Международные отношения, 2009. 648 с.
Волоцкая 1995 — Волоцкая З. М. Тема смерти и похорон в загадках (на славянском материале) // Малые формы фольклора. Сборник статей памяти Г. Л. Пермякова / Отв. ред. В. В. Иванов. М.: Восточная литература, 1995. С. 245–255.
Выготский 1982 — Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч. в 6 т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии. М., 1982. —http://psyjournals.ru/ psyedu_ru/2011/n1/39934_full.shtml (дата обращения: 5.05.2018).
Даренский 2016 — Даренский В. Ю. Смерть как ценность культуры. — Международный журнал исследований культуры. 2016, №2. С. 62–73.
Исупов 1994 — Исупов К. Г. Русская философская танатология. — Вопросы философии. 1994, №3: //tzone.kulichki.com/religion/tanatos/ rusfil.html (дата обращения: 3.05.2018).
Седакова 2004 — Седакова О. А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. — М.: Индрик, 2004. 320 с.
Соболев 2013 — Соболев А. Н. Загробный мир по древнерусским представлениям (Литературно-исторический опыт исследования древне-русского народного миросозерцания). Сергиев Посад: Издание книжного магазина М. С. Елова, 1913. 209 с.
Степанов 2010 — Степанов М. С. Семиотика смерти в дискурсе деятельности. — Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Лингвистика. 2010, №1. С. 18–23.
Толстой 1995 — Толстой Н. И. Белый цвет. — Славянские древности. Т. 1. М.: Международные отношения, 1995. 575 с.
Тульцева 2014 — Тульцева Л. А. Антропология сакральной флористики Троицына дня. — Вестник антропологии. Новая серия. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2014. C. 23–41.
Тульцева 1982 — Тульцева Л. А. Символика воробья в обрядах и обрядовом фольклоре (в связи с вопросом о культе птиц в аграрном календаре) // Обряды и обрядовый фольклор. М.: Наука., 1982. C. 163–179.
Успенский 1982 — Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 248 с.