Титовец А. В. — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела фольклористики и культуры славянских народов Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Республики Беларусь: Республика Беларусь, 220072, г. Минск, ул. Сурганова, д. 1, корп. 2; тел.: +3 (75 17) 284-18-81, e-mail: altsitavets@mail.ru
Богордаева А. А. — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории археологии и этнологии Института проблем освоения Севера Тюменского научного центра Сибирского отделения РАН: Российская Федерация, 625026, г. Тюмень, ул. Малыгина, д. 86; тел.: +7 (3452) 22-93-56, e-mail: bogordaeva@mail.ru
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-21-01004а (м).
Статья посвящена изучению особенностей поминальной обрядности потомков белорусских крестьян-переселенцев второй половины XIX — начала ХХ в. проживающих на территории Сибири и Дальнего Востока. На основе обобщения результатов этнографических экспедиций, проведенных в ряде регионов России и Беларуси, рассмотрены примеры сохранения или трансформаций отдельных элементов поминальной обрядности. Собранные полевые материалы сопоставлены с этнографическими описаниями обрядовых традиций белорусов, сделанными во второй половине XIX–ХХ столетиях. Проведенные сравнительные исследования свидетельствуют о том, что у потомков белорусских переселенцев за более чем сто лет автономного проживания за пределами материнского этнокультурного пространства утратились отдельные элементы поминальной обрядности, сохранившиеся в местах выхода их предков, но остались в неприкосновенности ее сущностные основы. Данное предположение подтверждает большое количество зафиксированных во время этнографических экспедиций суеверий, связанных с «наказанием свыше» тех людей, которые отступают от сложившихся в обрядовой практике норм и запретов. Сегодня основными носителями традиционных элементов поминальной обрядности являются представители старшего поколения, тогда как потомки белорусских переселенцев, рожденные во второй половине ХХ в., все чаще привносят в жизнь деревни современные прототипы поминальной культуры из городской среды.
Антипасха 2015 — Антипасха. Неделя Фомы. Проводное воскресенье // Радость и практика веры и молитвы: Сайт Сергея Иванова, настоятеля Никольского храма в Телуше. URL: http://otecserg.ru/antipasxa-nedelyafomy-provodnoe-voskresene/ (дата обращения: 20.06.15).
Багашев, Федоров 2012 — Багашев А. Н., Федоров Р. Ю. Особенности этнокультурной идентичности белорусских переселенцев в Западной Сибири // Археология, этнография и антропология Евразии. 2012. № 3 (51).
Белорусы в Сибири 2000 — Белорусы в Сибири. Новосибирск, 2000.
Белорусы в Сибири 2011 — Белорусы в Сибири: сохранение и трансформации этнической культуры. Новосибирск, 2011.
Богданович 2009 — Богданович А. Е. Пережитки древнего миросозерцания у белорусов. М., 2009.
Зеленин 1991 — Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1991. 511 с.
Легенды і паданні 1983 — Легенды і паданні / Склад. М. Я. Грынблат і А. I. Гурскі. Мiнск, 1983. Легенды i паданнi Вiцебшчыны 2002 — Легенды i паданнi Вiцебшчыны. Вицебск, 2002.
Пропп 2009 — Пропп В. Я. Русские аграрные праздники: Опыт историко-этнографического исследования. М., 2009.
Традиционная культура белорусов 2013 — Традиционная культура белорусов во времени и пространстве. Мiнск, 2013.
Фетисова 2002 — Фетисова А. Е. Белорусские традиции в народно-бытовой культуре Приморья. Владивосток, 2002.
Шейн 1887 — Шейн П. В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края. Бытовая и семейная жизнь белоруса в обрядах и песнях. СПб., 1887. Т. 1.