ПЧЕЛА В ФОЛЬКЛОРЕ И МИФОРИТУАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ УДМУРТОВ

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
удмурты, пчеловодство, покровители пчел, символика пчелы в ритуале, образы пчелы в фольклоре, пчелиные песни, устная проза, мифологические сюжеты, апокрифические сюжеты
Автор
Т. Г. ВЛАДЫКИНА
Сведения об авторе
ТАТЬЯНА ГРИГОРЬЕВНА ВЛАДЫКИНА
Доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН: Российская Федерация, 426004, г. Ижевск, ул. Ломоносова, д. 4; тел.: +7 (3412) 68-78-44; e-mail: tgvladykina@mail.ru
Благодарность

 Статья подготовлена в  рамках Программы фундаментальных научных исследований УрО РАН в  2015–2017 гг. по теме «Мифология удмуртов в  историко–культурном наследии» № 15–13–6–8 и проекта «Предметные реалии удмуртской этнокультуры» (грант РГНФ АААА–А16–116042010050–2).

Аннотация

В  статье на основе языковых данных, символической образности и ритуальной фактографии анализируются и обобщаются представления удмуртов о пчеле. Бортевое пчеловодство с древности было одним из важных промысловых занятий удмуртов. Методом лингвопалеонтологии было установлено, что слова «пчела» и «мед» в финно-угорском языке-основе имеют соответствия в индоевропейских языках и заимствованы из последних после распада индоевропейского языка-основы. Как и другие виды хозяйственной деятельности, пчеловодство обладало системой ритуальной практики, которая была включена в контекст годового цикла и соотнесена с календарной обрядностью. Удмурты верили, что пчелы бывают небесные, земные и земляные. Небесные пчелы подчинены своему князьку и обладают огромной силой. Покровителями пчел считалась триада верховных богов: бог неба, или Верховный бог (Инмар), Творец (Кылдысин), бог атмосферы (Куазь), но только последнего называли «пчел посылающий-направляющий» / «пчелами повелевающий». Хранителем пчел (муш возьмась) был также хозяин дикой природы (лудмурт). Ниспослать удачу в пчеловодстве просили у родового божества (воршуд), душ предков. Жанры устной прозы позволяют добавить в список покровителей пчел лесную женщину (обыда). В удмуртской культуре пчелы символически сближаются с людьми, человеческой семьей. Информация об этих представлениях хорошо сохранилась в загадках, свадебных песнях. Преобладание женской символики обнаруживается в метафоризации пчелиной матки. Молодая матка обычно представлена в образе младенца, невесты или молодухи. Символический ряд явных и опосредованных образов пчелы в календарно-обрядовых и семейно-обрядовых песнях продолжают образы пчелиных песен: напевов хранения пчел (муш утён гур) и напевов закликания/заклинания пчел (муш öтён гур / муш гур). Отличительной особенностью «пчелиных» песен являются звукоподражания. В песнях пчелы называются «пчелиными птахами», «безгрешными душами», «золотыми тельцами» (зарни мугоръёс), «не нами взращенными детками» (вордымтэ нуныос). Обнаруживаются прямые параллели пчелиных заклинательных песен и заклинаний-молитв (куриськон). Особый статус пчелы, ее превосходство над другими насекомыми объяснены легендарными преданиями этиологического содержания, в которых очевидно влияние апокрифических сюжетов. Как и сама пчела, мед становится эталоном сладости и высочайшего качества, сравнительные обороты «муш кадь» (как пчела), «чечы кадь» (как мед) употребляются в прямом и переносном значении.

Список литературы

Бойкова, Владыкина 1992 —  Бойкова Е. Б., Владыкина Т. Г. Песни южных удмуртов: Материалы и исследования. Вып. 1. Ижевск, 1992. (Удмуртский фольклор).

Борисов 1991 —  Борисов Т. К. Удмурт кыллюкам: (Толковый удмуртско-русский словарь): Ок. 15 тыс. слов. Ижевск, 1991. (Памятники культуры Удмуртии. Лингвистическое наследие).

Ватка и Калмез 1971 — Ватка но Калмез. Удмурт калык легендаос но преданиос (Ватка и Калмез. Удмуртские легенды и предания). Ижевск, 1971.

Верещагин 1995  —  Верещагин Г. Е. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1: Вотяки Сосновского края / Отв. за вып. Г. А. Никитина; Слово к читателю В. М. Ванюшева; Послесл. В. М. Вапнюшева, Г. А. Никитиной; Предм. - темат. указ. В. М. Ванюшева; Прим. В. М. Ванюшева, Т. Г. Владыкиной, М. В. Гришкиной, Л. Н. Долгановой, М. Г. Ивановой, Г. А. Никитиной, Г. Н. Шушаковой. Ижевск, 1995. (Памятники культуры).

Верещагин 1996  —  Верещагин Г. Е. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2: Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии / Отв. за вып. Л. С. Христолюбова; Предисл. ко 2 т., прим., указ. Л. С. Христолюбовой; Коммент. Т. Г. Владыкиной, Л. С. Христолюбовой. Ижевск, 1996. (Памятники культуры).

Верещагин 2000  —  Верещагин Г. Е. Пчеловодство у вотяков // Верещагин Г. Е. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3: Этнографические очерки. Кн. 2. Вып. 1 / Отв. за вып. Г. К. Шкляев; Предисл. В. М. Ванюшева; Прил. В. В. Напольских; Предм. -темат. указ. Г. К. Шкляева; Коммент. Т. Г. Владыкиной, В. И. Капитонова, Н. Ю. Сунцовой, Г. К. Шкляева. Ижевск, 2000. С.  148– 152. (Памятники культуры).

Верещагин 2001 —  Верещагин Г. Е. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3: Очерки русских Вятско-Прикамского края. Кн. 2. Вып. 2 / Отв. за вып. Г. К. Шкляев; Предисл. В. М. Ванюшева; Предм. -темат. указ. Г. К. Шкляева и Т. Г. Владыкиной. Ижевск, 2001. (Памятники культуры).

Вершинина, Владыкина 2014 —  Вершинина Е. Б., Владыкина Т. Г. Песни южных удмуртов. Вып. 3.  / Е. Б. Вершинина, Т. Г. Владыкина. Ижевск, 2014. (Удмуртский фольклор).

Владыкин 1994 —  Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск, 1994.

Владыкина 1998 —  Владыкина Т. Г. Удмуртский фольклор: проблемы жанровой эволюции и систематики. Ижевск, 1998.

Владыкина 2006  —  Владыкина Т. Г. Атрибутивные и вербальные параллели в удмуртском и русском свадебном ритуалах // Русский Север и  восточные финно-угры: Проблемы пространственно-временного фольклорного диалога: Матер. I Межрег. конф. и VII Междунар. школы молодого фольклориста (Ижевск, 23–26 октября 2005 г.) / Отв. ред. В. М. Гацак, Т. Г. Владыкина. Ижевск, 2006. С. 50–57.

Владыкина, Глухова 2011 —  Владыкина Т. Г., Глухова Г. А. Ар-год-берган: Обряды и праздники удмуртского календаря. Ижевск, 2011. (Удмуртская обрядовая азбука).

Гаврилов 1880 —  Гаврилов Б. Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губерний. Казань, 1880.

Гура 2009а  —  Гура А. В. Пчела // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 4: П (Переправа через воду) —  С (Сито) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М., 2009. С. 366–369.

Гура 2009б  —  Гура А. В. Пчеловодство // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 4: П (Переправа через воду) —  С (Сито) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М., 2009. С. 369–372.

Загадки, 1982  —  Удмуртский фольклор. Загадки / Сост. Т. Г. Перевозчикова. Ижевск, 1982.

Загребин 1999 —  Загребин А. Е. Финны об удмуртах: Финские исследователи этнографии удмуртов XIX —  первой половины XX в. Ижевск, 1999.

Иванова 1985  —  Иванова М. Г. Чепецкие древности. Устинов, 1985.

Кошурников 1880 —  Кошурников В. Быт вотяков Сарапульского уезда Вятской губернии. Казань, 1880 // Приложение II к «Известиям Общества Археологии, Истории и  Этнографии при Императорском Казанском Университете» за 1879 год.

КЭСК —  Лыткин В. И., Гуляев Е. С. Краткий этимологический словарь коми языка. М., 1970.

Народная Библия 2004 —  Народная Библия: Восточнославянские этиологические легенды / Сост. и коммент. О. В. Беловой; Отв. ред. В. Я. Петрухин. М., 2004. (Традиционная духовная культура славян. Публикация текстов).

Никитина 1991 —  Никитина Г. А. Пчеловодство у удмуртов в конце XIX —  начале XX века //  Хозяйство и  материальная культура удмуртов в XIX–XX веках: Сб. ст. / Сост. и отв. ред. Г. А. Никитина. Ижевск, 1991. С. 87–98.

Нуриева 2004  —  Нуриева И. М. Песни завятских удмуртов. Вып. 2. Ижевск, 2004. (Удмуртский фольклор). Основы 1974 —  Основы финно-угорского языкознания (вопросы происхождения и развития финно-угорских языков). М., 1974.

Первухин 1888  —  Первухин Н. Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Эскиз II. Вятка, 1888.

Первухин 1888б  —  Первухин Н. Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Эскиз III. Вятка, 1888.

Песенки, потешки, считалки, дразнилки 1981 —  Удмуртский фольклор. Песенки, потешки, считалки, дразнилки / Сост. Л. Н. Долганова. Ижевск, 1981.

Поздеев 1967  —  Поздеев П. К. Мылкыдэз лöпкыто, сюлэмез вырӟыто. Ижевск, 1967.

Тойдыбекова 2007 —  Тойдыбекова Л. С. Марийская мифология: Этнографический справочник. Йошкар-Ола, 2007. Т

олстой 2003  —  Толстой Н. И. Пчелиные песни в  сербской и  македонской народной традиции // Очерки славянского язычества. (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). М., 2003. С. 410– 427.

Чуракова 1999 —  Чуракова Р. А. Песни южных удмуртов. Вып. 2. Ижевск, 1999. (Удмуртский фольклор).

Чуракова 2002 —  Чуракова Р. А. Бортничьи песни в удмуртской фольклорной традиции // Этномузыковедение Поволжья и Урала в ареальных исследованиях: Сб. науч. тр. Ижевск, 2002. С. 124–174.

Шутова 2001  —  Шутова Н. И. Дохристианские культовые памятники в  удмуртской религиозной традиции: Опыт комплексного исследования. Ижевск, 2001.

Hämäläinen 1933–1935  —  Hämäläinen A. Beiträge zur Geschichte der primitive Bienenzucht bei den finnisch-ugrischen Völker // 
 Journal de la Société Finno-Ougrienne. 1933– 1935. Vol. 47. P. 3–40.

Munkácsi 1887  —  Munkácsi B. Votják népköltészeti hagyományok. Budapest, 1887.

Munkácsi 1952  —  Volksbräuche und Volksdichtung der Wotjaken. Aus dem nachlasse von Bernhard Munkácsi. Herausgegeben von D. R. Fuchs // Mémoires de la Société FinnoOugrienne, 102.

Helsinki, 1952. UEW  —  Károly Rédei. Uralisches etymologisches wörterbuch. B. I: Uralische und finnisch-ugrische Schicht. Budapest, 1988.

Wichmann 1893 —  Wichmann, Y. Wotjakische Sprachproben I. Lieder, gebete und zauber- sprüche // Journal de la Société Finno-Ougrienne, XI. Helsingfors, 1893.

Wichmann 1901 —  Wichmann Y. Wotjakische Sprachproben II. Sprichwörter, rätsel, märchen, sagen und erzählungen // Journal de la Société Finno-Ougrienne. Helsingfors, 1901.