Доктор филологических наук, заведующий отделом русского фольклора Института русской
литературы (Пушкинский Дом) РАН: Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, наб.
Макарова, д.4; тел.: +7 (812) 328-19-01; e-mail: andrvlasov@yandex.ru
Статья посвящена жанровой характеристике поздних эпических сюжетов в севернорусской традиции — «Бутман» и «Васька Захаров». Их героем является «пьяница», обретший имя собственное и вставший в один ряд с известными эпическими персонажами. До того как в мире былинных персонажей у пьяницы появилось собственное имя, мы встречаем известную группу маргиналов — «кабацких ярыжек» и место их обитания — кабак, которые по своему происхождению относятся к поздним элементам эпического универсума. Наиболее показательным примером, как происходило взаимодействие разновременных пластов в художественном мире былины, является сюжет «Илья Муромец и голи кабацкие». Давая герою имя Ильи Муромца, сказитель поднимает тему «пьянства в кабаке» на эпическую высоту: посещение кабака, совместное выпивание с голями кабацкими превращается в отдельный эпический сюжетный мотив. Его самостоятельность закрепляется в финальной сцене пира, в которой исследователи усматривают главный конфликт сюжета «о голях» и «о бунте». Посещение кабака и совместное выпивание с голями кабацкими закрепились в эпической традиции как один из подвигов богатыря. Развитие данного эпического сюжетного мотива требовало и введения особого типа богатыря — пьяницы. Илья Муромец не соответствовал этой задаче, хотя и был способен совершить такой подвиг. Здесь требовался герой иного плана — герой-фаталист. Многие былинные сюжеты с кабацкой тематикой связаны с именем былинного героя Васьки: Васька-пьяница, Васька Игнатьев, Васька Захаров. Сюжеты помещаются в атмосферу игрового поведения. Осуждение пьянства сменяется в былине восхвалением за умение пить. Создается эффект, прямо противоположный известной установке эпической поэзии на историческую правду. Предполагаем, что формирование нового героя шло через усвоение духовного стиха о Василии Великом и новый образ сложился в результате поэтической пародии.
Адрианова-Перетц 1934 — Адрианова-Перетц В.П. Праздник кабацких ярыжек: Пародия-сатира второй половины XVII века. Л., 1934.
Астахова 1938 — Былины Севера / Зап., вступ. ст. и коммент. А.М. Астаховой. М.; Л., 1938. Т. 1.
Бахтин 1990 — Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.
Власов 2008 — Власов А.Н. Печорские былинные новообразования (Проблемы интерпретации) // Художественный текст: Восприятие. Анализ. Интерпретация: Сб. науч. ст. в честь 70-летия профессора Ю.А. Новикова. Вильнюс, 2008. № 6 (1). С. 26–37.
Кайуа 2007 — Кайуа Р. Игры и люди: Статьи и эссе по социологии культуры. М., 2007.
Красовская 1969 — Красовская Ю.Е. Сказители Печоры. М., 1969.
Новичкова 2001 — Новичкова Т.А. Эпос и миф. СПб., 2001.
Ончуков 1904 — Ончуков Н.Е. Печорские былины. СПб., 1904. ПЛДР 1988 — Памятники литературы Древней Руси. XVII в. М., 1988. Кн. 1.
Потебня 2011 — Потебня А.А. О некоторых символах в славянской народной поэзии. М., 2011.
Пропп, Путилов 1958 — Былины: В 2 т. / Подгот. текста, вступ. ст. и коммент. В.Я. Проппа и Б.Н. Путилова. М., 1958. Т. 2.
Прыжов 1868 — Прыжов И. История кабаков в России. М., 1868.
Путилов 2003 — Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 2003.
СБ 2001 — Былины Печоры / Корпус текстов подг. В.И. Еремина, В.И. Жекулина, В.В. Коргузалов, А.Ф. Некрылова; Отв. ред. А.А. Горелов. СПб.; М., 2001. (Свод русского фольклора: Былины: В 25 т.; Т. 2).
Фрейденберг 1997 — Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М.,1997.
Фроянов, Юдин 1997 — Фроянов И.Я., Юдин Ю.И. Былинная история. СПб., 1997. Хейзинга 1992 — Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашного дня. М., 1992.