ул. Илишкина, д. 8; тел.: +7 (905) 400-82-93; e-mail: borlboskha@mail.ru
Омакаева Э.У. — cтарший научный сотрудник научного отдела Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова: Российская Федерация, Республика Калмыкия,
358000, г. Элиста, ул. Пушкина, д. 11; тел.: +7 (905) 400-25-31; e-mail: elomakaeva@mail.ru
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 16-24-03005 а(м) «Аутентичное искусство монгольских кочевников (протяжная песня, народный танец, музыкальные инструменты): калмыки России и ойраты Монголии».
В статье авторы на основе полевых материалов описывают песенный фольклор и музыкальные инструменты ойратов Синьцзяна. В ходе международной экспедиции 2012 г. авторами публикации записаны танцевальные мелодии, а также протяжные и короткие шуточные песни, разнообразные по содержанию. Среди них песни о любимом коне и коне — победителе традиционных соревнований в скачках, о родном крае, песни философских, проникновенных раздумий, исторические и т. д. В традиционном песенном фольклоре ойратов Синьцзяна важное место занимают лирические песни. Их главное на- значение — раскрыть внутреннее состояние человека путем непосредственного выражения его чувств, мыслей, впечатлений, настроений. Исторические песни также являются одним из распространенных жанров песенного творчества ойратов Синьцзяна. Многие драматические события в истории ойратов Синьцзяна связаны с их уходом из России в Китай в 1771 г.
Инструментальное творчество ойратов Синьцзяна многогранно и имеет сложный характер. Исполнители не только аккомпанируют, сопровождая пение, магталы, героический эпос «Джангар», но и исполняют самостоятельный инструментальный репертуар. Дальнейшая публикация расшифрованных с современных электронных носителей по- левых записей исполнения песенных текстов, свидетельствующих о сохранности во времени устной музыкально-поэтической традиции, позволит восполнить многие лакуны в изучении фольклорного наследия, в частности, малоизученного феномена исполнительства у народов Центральной Азии.
Борлыкова 2012 — Борлыкова Б.Х. О музыкальных инструментах ойратов Западной Монголии и Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2012. №4. С. 187–192.
Дорджиева 1999 — Дорджиева Е. В. Откочевка большей части калмыков из России в Джунгарию в 1771 году: Дис. … канд. ист. наук. Волгоград, 1999.
Дякиева, Омакаева 2012 — Дякиева Б.Б., Омакаева Э.У. Образ матери в калмыцком фольклоре: к проблеме универсального (на материале фольклорных текстов) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2012. №2. С. 183–187.
Калмыцкие народные песни 2015 — Калмыцкие народные песни и мелодии XIX в. Записи XIX века. Ч. I / Вступ. ст., сост., предисл., подгот. текстов, пер. на совр. калм. язык и прилож. Б.Х. Борлыковой; Транслит., пер. со старокалм. на совр. калм. язык Б. В. Меняева. Элиста, 2015. На калм. яз.
Омакаева, Борлыкова 2012 — Омакаева Э.У., Борлыкова Б.Х. Этнолингвистическое изучение песенного фольклора ойратов Синьцзяна: из экспедиционного опыта // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2012. №4. С. 180–186.
Очерки истории Калмыцкой АССР 1967 — Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период. М., 1967. Монгол ут дууна уг 1984 — Монгол ут дууна уг. Вып. 2. Урумчи, 1984. С. 11.
Песни родной земли 1989 — Песни родной земли. Төрскн һазрин дуд / Сост. Окна Б.; Ред. Буджала Е. Элиста, 1989. На калм. яз. Тодаева 2001 — Тодаева Б.Х. Словарь языка ойратов Синьцзяна. Элиста, 2001. Хроленко 1981 — Хроленко А.Т. Поэтическая фразеология русской народной лирической песни. Воронеж, 1981.