https://orcid.org/0000-0002-6060-3562
PhD, научный сотрудник отдела фольклористики Эстонского литературного музея:
Эстония, 51003, г. Тарту, ул. Ванемуйзе, д.42; тел.: +3725555-64-59;
младший научный сотрудник отдела
филологических исследований Удмуртского института истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского центра УрО РАН:
Российская Федерация, 426004, г. Ижевск, ул. Ломоносова, д.4;
тел.: +7 (462) 68-89-11; e-mail: kyldysin@yandex.ru
Галина Анатольевна Глухова
https://orcid.org/0000-0001-5885-2693
Кандидат филологических наук, доцент кафедры удмуртской литературы и литературы народов России Удмуртского государственного университета:
Российская Федерация, 426034, г. Ижевск, ул. Университетская, д.1, корп. 2;
тел.: +7 (3412) 91-61-66; e-mail: galant@udm.ru
В статье рассматривается пищевой код в современной поминальной практике удмуртов, выявляются символика и семантика наиболее значимых блюд и напитков поминальной трапезы, а также действий, совершаемых с ритуальной едой. Акцентируется внимание на приготовлении национальных блюд, способах ритуального подношения и употребления, на локусах отправления пищевых даров и сакральных посредниках. В культуре удмуртов ритуальная пища до настоящего времени остается одной из ключевых составляющих обрядов, направленных на общение с умершими, при этом полевые материалы последних десятилетий свидетельствуют об изменениях, связанных с использованием пищи на поминках. Наряду с принятыми ритуальными блюдами и напитками наблюдается включение в поминальную практику современных видов продуктов, зафиксированы отказ от приготовления некоторых видов традиционных блюд, невыполнение привычных для поминок действий. Трансформационные процессы ведут, с одной стороны, к постепенному угасанию традиции, с другой — к внедрению в нее канонов православной культуры.
Источники и материалы
Валентина 2016 — Валентина Кинлы вӧсяськоно пичиысен кулэм нылпиос понна? [Кому молиться за детей, умерших во младенчестве?]. URL: https://udmdunne.ru/2016/01/ kinly-vsyaskono-pichiysen-kulehm-nylpiosponna/ (дата обращения: 25.10.2019).
Верещагин 1997 — Верещагин Г.Е. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 3: Этнографические очерки. Кн. 1 / Под ред. В.М. Ванюшева; Отв. за вып. Г.К. Шкляев. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1997.
Кривошеев 2014 — Кривошеев Л. «Ми доры но лыктылӥллям ук ӟеч гинэ но куноос…» [«К нам да пришли ведь добрые только да гости…»] // Кенеш. 2014. № 1 (толшор). С. 48–57.
ПМ ГГ — Полевые материалы Галины Глуховой. ПМ НА — Полевые материалы Николая Анисимова.
ПМА — Полевые материалы авторов.
Улон сюресъёс 2019 — Улон сюресъёс [Дороги жизни]. Т. Владыкина. Ч. 2. 15.10.2019. URL: https://youtu.be/V4tTDY_eUoE (дата обращения: 26.10.2019).
Филиппова 2009 — Филиппова А.О. Дохристианские обычаи и православная культура в традиции удмуртов д. Сарсак-Омга Агрызского района Республики Татарстан: Вып. квалификационная работа / Науч. рук. Г.А. Глухова. Ижевск: УдГУ, 2009.
Шкляев 2013 — Шкляев В. Лул — пумтэм дунне [Душа — бескрайний мир]. URL: https://udmdunne.ru/2013/06/lul-pumtem/ (дата обращения: 25.10.2019).
Шкляев 2015 — Шкляев В. Та дуннеын асьмеос куноос [В этом мире мы гости]. URL: https://udmdunne.ru/2015/10/17169/ (дата обращения: 25.10.2019).
Шкляев 2016 — Шкляев В. Визьдыр — Инмарлэн кузьымез [Время поста — подарок Бога]. URL: https://udmdunne.ru/2016/03/vizdyr-inmarlehnkuzymez/ (дата обращения: 25.10.2019).
Исследования
Анисимов 2017 — Анисимов Н. «Диалог миров» в матрице коммуникативного поведения удмуртов. Тарту: Изд-во Тартуского ун-та, 2017.
Владыкин 1994 — Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1994.
Владыкина 2009 — Владыкина Т.Г. Языковые клише ритуализованных норм поведения удмуртов // Славянская традиционная культура и современный мир. Вып. 12. Социальные и эстетические нормативы традиционной культуры: Сб. науч. ст. М.: ГРДНТ, 2009. С. 34–41.
Владыкина 2013 — Владыкина Т.Г. Поминальные обряды удмуртов: явное и неочевидное // Народная культура в слове и тексте: Сб. иссл. и матер. памяти Валентины Викторовны Филипповой. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2013. С. 32–37.
Владыкина, Глухова 2011 — Владыкина Т.Г., Глухова Г.А. Ар-год-берган: обряды и праздники удмуртского календаря. Ижевск: Удмурт. ун-т, 2011.
Волкова 2001 — Волкова Л.А. Домашние животные и птицы в магической практике удмуртов и бесермян // Финно-угорская фольклористика на пороге нового тысячелетия: Матер. конф. (Международная летняя школа. Глазов, 17–30 августа 2000 г.) / Отв. ред. Т.Г. Владыкина. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2001. С. 22–46.
Миннияхметова 2000 — Миннияхметова Т.Г. Календарные обряды закамских удмуртов. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2000.
Назмутдинова 2012 — Назмутдинова И.К. Символический образ хлеба в семейном этикете удмуртов // Вестник Челябинского университета. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ simvolicheskiy-obraz-hleba-v-semeynom-etiketeudmurtov-1 (дата обращения: 10.11.2019).
Панина 2019 — Панина Т.И. Куяськон (подношение/отдаривание) в практике врачевания удмуртов // Ежегодник финно-угорских исследований. 2019. Т. 3. С. 421–429.
Садиков 2008 — Садиков Р.Р. Традиционные религиозные верования и обрядность закамских удмуртов (история и современные тенденции развития). Уфа: ЦЭИ УНЦ РАН, 2008.
Христолюбова 1984 — Христолюбова Л.С. Семейные обряды удмуртов (традиции и процессы обновления). Ижевск: Удмуртия, 1984.
Христолюбова 1995 — Христолюбова Л.С. Калык сямъёсты чакласа: Дышетскисьёслы краеведениея юрттэт [Соблюдая народные традиции: помощь школьникам по краеведению]. Ижевск: Удмуртия, 1995.
Христолюбова 2013 — Христолюбова Л. Уддядиослэн сям-йылолъёссы [Обряды и обычаи д. Карамас-Пельга]. URL: http://elibrary. unatlib.ru/dspace/dsview.html (дата обращения: 25.10.2019).
Анисимов Н.В., Глухова Г.А. Пища в современных поминальных практиках удмуртов // Традиционная культура. 2020. Т. 21. № 3. С. 141–156.