https://orcid.org/0000-0002-6351-2818
Доктор филологических наук, профессор, Удмуртский федеральный исследовательский
центр Уральского отделения РАН:
Российская Федерация, 426067, г. Ижевск, ул. Т. Барамзиной, д.34;
тел.: + 7 (3412) 68-78-44; e-mail: tgvladykina@mail.ru
Фольклор удмуртов содержит весьма значимый по богатству символики напитков и еды материал. Удмуртский язык и обрядовые традиции до сегодняшнего дня сохранили архаические представления о магической связи праздничной культуры и ритуальных напитков/еды (юондыр — время пития/пиршества). Показательно присутствие в названиях праздников, знаменующих календарно важные периоды зимнего (Вожо-дыр — зимние Святки) и летнего (Инвожо — летние Святки) солнцестояния, номинации хмельного напитка сур (пиво): Толсур — зимнее пиво / зимний праздник; Куарсур — лиственное пиво / летний праздник. Компонент «пиво» в значении «праздник», под влиянием старообрядческой культуры исторически замененный на другой хмельной напиток — брагу, сохранен и в названии осенних молодежных посиделок на севере Удмуртии — ныл-брагá (девичья брага / девичий праздник). Здесь же зафиксирован термин шыд-сион (поедание супа / угощение супом) как понятие ритуальной трапезы в виде отдельной составляющей всего обрядового комплекса в контексте календарных и семейных обрядов.
Символика напитков и еды, представление о празднике как о сакральной ситуации более всего проявлены в застольных гостевых песнях, звучащих во время обхода домов родственников. Песни исполнялись на соответствующий обряду знаковый напев и были способом и средством выражения чувств участников обряда: пиетета перед богами, благодарности и любви к родственникам. С символикой образов напитков и еды в ритуальных гостевых песнях перекликаются устойчивые образы заклинаний-молитв — куриськон’ов.
Древнейший пласт образов восходит к простейшему комплексу понятий «питья» и «еды» (сиён-юон/шыд-нянь — еда-питие/суп-хлеб) и соотнесен не только с удовлетворением физиологических потребностей — жажды и голода, но также представляет собой символ духовного благополучия. Со временем эти понятия обогащаются смысловыми оттенками «угощения»/яств и становятся символами «радости», «удовольствия», «праздника», «пиршества», «общения» с богами, близкими, единокровными людьми — родственниками (ср. рус. «хлеб-соль»).
Источники и материалы
Бойкова, Владыкина 1992 — Бойкова Е.Б., Владыкина Т.Г. Песни южных удмуртов. Вып.1. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1992. (Удмуртский фольклор).
Вершинина, Владыкина 2014 — Вершинина Е.Б., Владыкина Т.Г. Песни южных удмуртов. Вып. 3. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2014. 384 с. (Удмуртский фольклор).
Владыкин, Перевозчикова 1990 — Владыкин В.Е., Перевозчикова Т.Г. Годовой обрядовый цикл удмуртской общины «бускель» (материалы к народному календарю) // Специфика жанров удмуртского фольклора. Ижевск: УИИЯЛ УрО АН СССР, 1990. С. 44–96.
Нуриева 1995 — Нуриева И.М. Песни завятских удмуртов. Вып. 1. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1995. 232 с. (Удмуртский фольклор).
Нуриева 2000 — Нуриева И.М. Песни завятских удмуртов. Вып. 2. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2000. 332 с. (Удмуртский фольклор).
Первухин 1888 — Первухин Н.Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Эскиз II: Идоложертвенный ритуал древних вотяков по его следам в рассказах стариков и в современных обрядах. Вятка, 1888. 141 с.
Чуракова 1999 — Чуракова Р.А. Песни южных удмуртов. Вып. 2. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1999. 157 с. (Удмуртский фольклор). Munkácsi 1887 — Munkácsi B. Votják népköltészeti hagyományok. Budapest, 1887.
Munkácsi 1952 — Munkácsi B. Volksbräuche und Volksdichtung der Wotjaken. Aus dem Nachlasse von Bernhard Munkácsi. Herausgegeben von D.R. Fuchs // Mémoires de la Société Finnoougrienne, 102. Helsingfors, 1952. P. 549.
Wichmann 1893 — Wichmann Y. Wotjakische sprachproben. I. Lieder, Gebete und Zaubersprüche. Helsingfors, 1893.
Исследования
Владыкина 2019 — Владыкина Т.Г. Символика напитков и еды в субкультуре ритуального застолья удмуртов // Напитки в культуре народов Урало-Поволжья / Сост. и отв. ред. Е.В. Попова. Ижевск: УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН, 2019. С. 138–147.
Владыкина, Глухова 2011 — Владыкина Т.Г., Глухова Г.А. Ар-год-берган: обряды и праздники удмуртского календаря. Ижевск: Удмурт. ун-т, 2011. (Удмуртская обрядовая азбука).
Волкова 2019 — Волкова Л.А. «Алкогольная традиция» в Глазовском уезде в годы Революции и Гражданской войны // Напитки в культуре народов Урало-Поволжья / Сост. и отв. ред. Е.В. Попова. Ижевск: УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН, 2019. С. 251–260.
Кабицкая, Кабицкий 2015 — Кабицкая О.Е., Кабицкий М.Е. Междисциплинарное изучение пищевых предпочтений // Еда и культура: Сб. ст. М.: Центр по изучению взаимодействия культур, 2015. С. 52–58.
Кельмаков 2019 — Кельмаков В.К. Происхождение и отражение в удмуртских письменных источниках названий некоторых хмельных напитков: (Размышления лингвиста) // Напитки в культуре народов Урало-Поволжья / Сост. и отв. ред. Е.В. Попова. Ижевск: УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН, 2019. С. 122–137.
Нуриева 1999 — Нуриева И.М. Музыка в обрядовой культуре завятских удмуртов: Проблемы культурного контекста и традиционного мышления. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1999.
Павловская 2015 — Павловская А.В. Нужна ли нам наука о еде? // Еда и культура: Сб. ст. М.: Центр по изучению взаимодействия культур, 2015. С. 7–42.
Русских 2019 — Русских Т.Н. Традиция угощения напитками в коммуникативном пространстве северных удмуртов // Напитки в культуре народов Урало-Поволжья / Сост. и отв. ред. Е.В. Попова. Ижевск: УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН, 2019. С. 227–238.
Терновская, Толстой 1995 — Терновская О.А., Толстой Н.И. Братчина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). / Под общ. ред. Н.И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 1995. С. 256–257.
Традиционное русское застолье 2008 — Традиционное русское застолье: Сб. ст. / Сост. А.В. Костина, Л.Ф. Миронихина. М.: ГРДНТ, 2008.
Трофимова 1989 — Трофимова Е.Я. Гостевой этикет удмуртов (к постановке проблемы) // Фольклор и этнография удмуртов: обряды, обычаи, поверья. Ижевск: УИИЯЛ УрО АН СССР, 1989. С. 18–27.
Трофимова 1991 — Трофимова Е.Я. Как сложилась народная кухня удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1991.
Трофимова 1993 — Трофимова Е.Я. Праздничная и обрядовая пища // Удмурты: историко-этнографические очерки / Науч. ред. В.В. Пименов. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН. С. 154–160.
Чуракова 1990 — Чуракова Р.А. О взаимосвязи песенных напевов одной местной традиции (на примере удмуртской деревни Аравазь-Пельга Кизнерского района) // Специфика жанров удмуртского фольклора. Ижевск: УИИЯЛ УрО АН СССР, 1990. С. 127– 152.
Anisimov 2018 — Anisimov N. Mälestumisrituaal tšekan nüüdisaegse udmurdi küla etnokultuurisel maastikul // Eesti Rahva Muuseumi Aastaraamat. 2018. № 61. Lk. 116–133.
Владыкина Т.Г. Пищевая символика в удмуртском фольклоре // Традиционная культура. 2020. Т. 21. № 3. С. 132–140.