https://orcid.org/0000-0001-5247-1822
Магистр социальной антропологии, преподаватель Учебно-научного центра социальной антропологии Российского государственного гуманитарного университета:
Российская Федерация, 125047, г. Москва, Миусская пл., д. 6, корп. 2;
тел.: +7 (495) 250-61-02; e-mail: nkryu@mail.ru
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и КН РА в рамках научного проекта № 20–59–05004 Арм_а. Выражаю признательность Анаит Багдасарян за помощь в переводе и ценные комментарии.
В сельских областях Армении повседневная религиозная жизнь протекает в сурбах — местных святилищах, домашних реликвариях, часовенках и молельнях. Сурб — в переводе с армянского «святой» — это комплексное понятие, которым верующие обозначают и святого, и пространство его почитания. Сурбами могут быть действующие или разрушенные церковные и монастырские постройки, книги, хачкары, родники, деревья, камни. Материальная форма сурба не ассоциированный со святым предмет, несущий на себе печать его святости, как принято в традиционном христианском культе святых, а сам святой. Именно это делает культ сурбов уникальным в ряду похожих культов народного христианства. Обустройство сурбов и паломничество к почитаемым локальным святыням — наиболее распространенные вернакулярные формы духовной жизни местных жителей. В статье исследуются изменения традиционных аспектов почитания сельских сурбов на основе доступных историко-этнографических источников и полевом материале, собранном автором в Армении в 2016–2021 гг.
Источники и материалы
Архив — Архивные материалы Армянского отряда Кавказской экспедиции Института этнологии и антропологии РАН.
МА 2016–2021 — Материалы автора, собранные в серии экспедиций и опросов в селах Арагацотнского и Гехаркуникского марзов (2016–2018).
Прошян 1963 — Прошян П. Бгде // Прошян П. Собр. соч.: В 7 т. Т. 4. Ереван: Ереван, 1963.
Исследования
Антонян 2008 — Антонян Ю. Религиозномагические и целительские практики в современной городской среде Армении // Разгадать Южный Кавказ: общества и среда обитания / Науч. ред. Е. Герасимова; Отв. ред. Н. Ложава. Тбилиси: Heinrich Boell Stiftung, 2008. Вып. 3. С. 109–129.
Крюкова 2018 — Крюкова Н. В. Народное христианство в Армении: традиции и современность // Традиционная культура. 2008. Т. 19. № 3. С. 80–90.
Крюкова 2019 — Крюкова Н. В. Религия паствы: сельские сурбы в современной Армении // Вестник антропологии. 2019. № 3 (47). С. 254–263.
Марутян 1989 — Марутян А. Т. Этнография армянского народного жилища (вторая половина XIX — начало XX в.) // Армянская этнография и фольклор. Вып. 17. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1989. С. 65–137.
Одабашян 1976 — Одабашян А. А. Народные верования армян (по материалам рукописных талисманов XV–XIX вв.) // Кавказский этнографический сборник. Т. VI. М.: Академия наук СССР, 1976. С. 107–130.
Тер-Саркисянц 1989 — Тер-Саркисянц А. Е. Армяне. История и этнокультурные традиции. М.: Наука, 1989. Antonyan 2011 — Antonyan Y. Religiosity and Religious Identity in Armenia: Some Current Models and Developments // Acta Ethnographica Hungarica. 2011. № 56 (2). P. 315–332.
Marutyan 2001 — Marutyan H. “The Saint of the Home”: The Problem of Sources and PresentDay Functioning // Hayots srbere ev srbavayrere (Armenian’s Saints and Sacred Places) / Ed. by S. Harutyunyan, A. Kalantaryan. Yerevan: Hayastan Press, 2001. P. 337–346.
Крюкова Н. В. Почитание сельских сурбов в Армении: трансформация традиции // Традиционная культура. 2021. Т. 22. № 1. С. 120–133.