https://orcid.org/ 0000-0002-7992-3902
Доктор искусствоведения, профессор Института искусств Адыгейского государственного университета:
Российская Федерация, Республика Адыгея, 385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, д. 208;
тел.: +7 (8772) 59-38-20; e-mail: nisadgu@yandex.ru
Обсуждается вопрос о правомочности существования понятия «шуточные песни» в значении самостоятельного музыкального жанра. Вводится понятие «полиморфизм шуточных песен», фиксирующее множественность их видов. Оставаясь шуточными по самой общей характеристике содержания, такие песни различны по функции, месту, приуроченности или неприуроченности исполнения, принадлежности к конкретному обряду и т. п. Они могут быть нацелены на увеселение и осмеяние, воспитание и поучение, любовное признание и сакральное действо, иронию и сарказм — на все виды разнообразно интонируемого юмора.
Полиморфизм шуточных песен проявляется в звуковысотной, ладовой организации и композиции. К общим закономерностям шуточных песен Темрюкского района относятся функциональное двухголосие с начальным сольным зачином и преобладанием параллельного терцового движения, унисонные октавные окончания с предшествующим скачком в верхнем голосе на кварту, квинту и даже септиму.
Источники и материалы
НИЦ ТК — Архив Научно-исследо- вательского центра традиционной культуры «Кубанский казачий хор».
Плясовые припевки Кубани 1993 — Плясовые припевки Кубани / Зап. и подгот. текста к печати И. Н. Бойко. Краснодар: Фольклорнотворческий центр народов Северного Кавказа «Отрада», 1993.
Рочев 1991 — Рочев Ю. Г. Шуточная песня коми и проблема ее бытования // Труды Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО АН СССР, 1991. Вып. 48. С. 24–33.
Этимологический словарь 1987 — Этимологический словарь русского языка: В 4 т. Т. 4:
Т — Ящур. 2-е изд. стер. / М. Фасмер; Пер. с нем. и доп. чл.-корр. АН СССР О. Н. Трубачёва. М.: Прогресс, 1987. Исследования
Гиппиус 1980 — Гиппиус Е. В. Общетеоретический взгляд на проблему каталогизации народных мелодий // Актуальные проблемы современной фольклористики: Cб. ст. и матер. / Сост. В. Е. Гусев. Л.: Музыка, 1980. С. 23–36.
Гиппиус 2000 — Гиппиус Е. В. Интонационные элементы русской частушки // Гармоника: история, теория, практика / Ред.-сост. А. Н. Соколова. Майкоп: Изд-во АГУ, 2000. С. 27–76.
Земцовский 1985 — Земцовский И. И. К теории жанра в фольклоре // Artes populares 14. A Folklore Tanszek Ëvkõnyve. Yearbook of the Department of Folklore / Ed. by V. Voigt. Budapest: Eötvös Loránd Tudományegyetem Folklore Tanszékének évkönyve, 1985. P. 21–42.
Козинцев, Бутовская 1996 — Козинцев А. Г., Бутовская М. Л. О происхождении юмора // Этнографическое обозрение. 1996. № 1. С. 49–53.
Крахалева 2009 — Крахалева О. В. Енисейские вечёрочные песни в контексте региональной традиции: Автореф. дис. … канд. искусствовед. Новосибирск, 2009.
Лапин 2017 — Лапин В. А. Очерки исторической проблематики русского музыкального фольклора. СПб.: Левша, 2017.
Савельева 2009 — Савельева Н. М. Олиготоника в календарных и свадебных песнях Брянского Полесья // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 2: Филология и искусствоведение. 2009. № 1. С. 204–207.
Соколова 2019 — Соколова А. Н. Шуточные песни станицы Вышестеблиевской Темрюкского района Краснодарского края // Проблемы единства славянского мира: исторический, культурный и языковой аспекты. Сб. ст. XII научных чтений, посв. Дню славянской письменности и культуры к 90-летию АРИГИ им. Т. М. Керашева. Майкоп: Магарин О. Г., 2019. С. 207–217.
Соколова А. Н. Полиморфизм шуточных песен (на материале Кубанских фольклорно-этнографических экспедиций в Темрюкский район Краснодарского края) // Традиционная культура. 2020. Т. 21. № 1. С. 52–62.