https://orcid.org/0000-0002-5858-3822
Младший научный сотрудник Учебно-научного центра социальной антропологии, Российский государственный гуманитарный университет:
Российская Федерация, 125993, г. Москва, Миусская пл., д. 6;
тел.: + 7 (495) 250-61-02; e-mail: ljhex6@gmail.com
Статья посвящена современным чукотским оленеводам в контексте изучения идентичности чукотского народа. На протяжении последнего столетия политика государства в арктических регионах оказывает мощное воздействие на образ жизни коренных народов Севера, определяя необходимость адаптации к новым условиям и в значительной мере хозяйственно-экономические практики и социокультурные перспективы. Разрушительными оказались преобразования послевоенных лет (конец 1940 — первая половина 1960 гг.), когда оленеводов заставили войти в колхозы и совхозы, поголовье оленей национализировали, кочевников принудительно перевели на оседлый образ жизни, а детей изъяли из семей и переместили в школы-интернаты. Несмотря на бедствия, происходившие после слома традиционной системы оборота пастбищ и маршрутов перекочевок оленьих стад, а также курса на резкое увеличение поголовья оленей, обусловивших тяжелейший кризис, опытные оленеводы сохранили чукотское оленеводство в годы советской власти и спасли его от еще более сокрушительного кризиса в условиях новой рыночной экономики. Сегодня немногие чукчи сохранили преемственность прежних форм хозяйственной деятельности — тундрового оленеводства. Они до сих пор входят в совхозы и пасут не принадлежащих им оленей. Именно этих людей чукчи считают «ядром» своего народа.
Источники и материалы
Басов — Басов Е. В. Однажды на Чукотке: Блог чукотского путешественника в Жи-
вом журнале. URL: https://basov-chukotka. livejournal.com/ (дата обращения: 17.11.2017).
Вахрушев 2011 — Вахрушев А. Ю. Книга тундры: Повесть о Вуквукае, маленьком камне. Д/ф. 2011.
Герасимов 1936 — Герасимов С. А. Семеро смелых. Х/ф. 1936.
Здоровье коренного населения Севера РФ 2013 — Козлов А. И., Козлова М. А., Вершубская Г. Г., Шило А. Б. Здоровье коренного населения Севера РФ: на грани веков и культур. Пермь, 2013.
Куваев 1980 — Куваев О. В. Правила бегства. Магадан, 1980.
Куликова 2016 — Куликова И. В. Олень — в языке, жизни и душе чукчей. СПб., 2016.
Любовцев, Симченко 1968 — Любовцев В. И., Симченко Ю. Б. Тундра не любит слабых. М., 1968.
Наши льды, снега и ветры 2013 — Наши льды, снега и ветры: Народные и научные знания о ледовых ландшафтах и климате Восточной Чукотки / Ред. Л. С. Богословская. М.; Вашингтон, 2013.
Олень всегда прав 2003 — Олень всегда прав: Исследования по юридической антропо-
логии / Ред. Н. И. Новикова. М., 2003.
Опарин 2012 — Опарин Д. А. Чукотский автономный округ // Север и северяне. Современное положение коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России / Отв. ред. Н. И. Новикова, Д. А. Функ. М., 2012. С. 203–220.
Перепись 2010 — Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Национальный состав населения. URL: http://www.gks.ru/(дата обращения: 17.11.2017).
Пуя 2012 — Пуя В. В. Ловкачи. Д/ф. 2012.
Пуя 2015а — Пуя В. В. Кочевники Восточной Чукотки. Д/ф. 2015.
Пуя 2015б — Пуя В. В. Чаучу. Д/ф. 2015.
Пуя 2017а — Пуя В. В. Обучение ездовых оленей на Чукотке. Д/ф. 2017.
Пуя 2017б — Пуя В. В. Материалы из архива автора, полученные в ходе нескольких выступлений В. В. Пуя в Москве, серии нарративных интервью и переписки с ним, а также взятые на его странице в Facebook и в комментариях к его фильмам на YouTube (дата обращения: 15.12.2017).
Российская Арктика 2016 — Российская Арктика: коренные народы и промышленное освоение / Под ред. В. А. Тишкова. М.; СПб., 2016.
Терешков 2018 — Терешков С. Ю. Полевые материалы сотрудника Музея кочевой культуры, собранные им в ходе экспедиции на Чукотку в начале 2018 г.
Чукотско-французско-англо-русский словарь — Чукотско-французско-англо-русский словарь. URL: charles.weinstein.free.fr (дата обращения: 24.11.2017).
Шапран 2010 — Шапран А. Отрывки из «северного дневника». 2010. URL: https://birdinflight.com/; https://www.risk.ru/; https://les. media/ (дата обращения: 17.04.2018).
Исследования
Артемова 2018 — Артемова О. Ю. Настоящий охотник — бедный охотник? («Моральная экономика» и некоторые проблемы социальной эволюции) // Stratum Plus. Археология и культурная антропология. 2018. № 1. С. 77–104.
Вальгиргин, Нувано 2008 — Вальгиргин А. И., Нувано В. Н. Календарные праздники хатырских и ваежских оленеводов // Тропою Богораза:Науч. и лит. матер. М., 2008. С. 218–223.
Вдовин 2008 — Вдовин И. С. Космогонические и религиозные представления чукчей // Тропою
Богораза: Науч. и лит. матер. М., 2008. С. 201–203.
Гагарин 2008 — Гагарин С. С. К вопросу об обычае «добровольной смерти» // Тропою Богораза: Науч. и лит. матер. М., 2008. С. 224–229.
Головнев 2009 — Головнев А. В. Антропология движения (древности Северной Евразии). Екатеринбург, 2009.
Задорин 2008 — Задорин В. Н. Как чукотские пастухи управляют оленьим стадом // Тропою Богораза: Науч. и лит. матер. М., 2008. С. 69–71.
Крупник 1989 — Крупник И. И. Арктическая этноэкология: модели традиционного природопользования морских охотников и оленеводов Северной Евразии. М., 1989.
Лярская 2010 — Лярская Е. В. Женщины и тундра. Гендерный сдвиг на Ямале? // Антропологический форум. 2010. № 13 (онлайн). С. 3–38.
Помишин 1990 — Помишин С. Б. Происхождение оленеводства и доместикация северного оленя. М., 1990.
Райзман 2008 — Райзман Д. И. Шаман был против // Тропою Богораза: Науч. и лит. матер. М., 2008. С. 95–102.
Слезкин 2008 — Слезкин Ю. Л. Арктические зеркала: Россия и малые народы Севера. М.,
2008.
Peterson 1993 — Peterson N. Demand sharing: Reciprocity and pressure for generosity among foragers // American Antropologist. 1993. Vol. 95. №. 4. P. 860–874.
Аничкова О. М. Последний якорь идентичности. Современные оленеводы на Чукотке // Традиционная культура. 2019. Т. 20. № 2. С. 36–49.