Доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского: Российская Федерация, 620014, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, д. 26; тел.: + 7 (343) 371-21-80; e-mail: tkalugnikova@mail.ru
В данной статье обозначены некоторые аспекты прагматики свадебных причитаний Среднего Урала: а) прагматическая установка (воспроизведение предписываемого традицией хода вещей, получение желаемого результата) и доминантная функция жанра (маркирование начальных этапов переходов невесты, знаменующих ее символическое умирание в прежнем состоянии и статусе); б) деятельность субъекта (субъектов) по воспроизведению, интерпретации и восприятию причитаний (девушки и женщины как исполнители групповой причети, невеста, ее мать и наемная плакальщица как исполнители индивидуальных плачей); в) соотношение функции и семантики музыкально-стихотворных текстов (поэтические образы преимущественно деструктивного характера; аскетичные медленные вращательные напевы групповых причитаний; экспрессивные индивидуальные голошения, восходящие к речевому плачу); г) контексты: ментальный, где проявляется смысловая связь причитаний с ключевыми концептами традиционной картины мира и отражаются определенные точки зрения субъектов высказываний; социальный, дающий представление о половозрастном, родственном составе и общественном положении действующих лиц ритуала; коммуникативный, предусматривающий характеристику участников обрядового контакта, реализуемой в нем коммуникационной модели и типа исполнительского общения;
д) этнографические ситуации функционирования (координация причитаний с определенными кодами, семантическими линиями, фазами, эпизодами ритуала). Автор полагает, что наблюдения, полученные на материале свадебных причитаний, могут быть использованы при изучении прагматики разных жанров обрядового вокального фольклора.
Адоньева 2004 — Адоньева С. Б. Прагматика фольклора. СПб., 2004.
Байбурин 1993 — Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб., 1993.
Байбурин, Левинтон 1990 — Байбурин А. К., Левинтон Г. А. Похороны и свадьба // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Погребальный обряд: Сб. ст. / Отв. ред. Вяч. Вс. Иванов, Л. Г. Невская. М., 1990. С. 64–99.
Бахтин 1997 — Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Собр. соч.: В 7 т. Т. 5.Работы 1940-х — начала 1960-х гг. М., 1997. С. 159–206.
Бюлер 1993 — Бюлер К. Теория языка: Репрезентативная функция языка. М., 1993.
Гиппиус 1948 — Гиппиус Е. В. О русской народной подголосочной полифонии в конце XVIII — начале XIX века // Советская этнография. 1948. № 2. С. 86–104.
Даль 1978 — Даль Вл. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 1. М., 1978.
Деятельность 1990 — Деятельность: теории, методология, проблемы: Сб. ст. / Сост. И. Т. Касавин. М., 1990.
Енговатова 2008 — Енговатова М. А. Сиротская свадьба Смоленщины в системе обрядов жизненного цикла // Традиционные музыкальные культуры на рубеже столетий: проблемы, методы, перспективы исследования: Матер. Междунар. науч. конф., (Москва, 2008. М., 2008). С. 272–280.
Ефименкова 1980 — Ефименкова Б. Б. Севернорусская причеть. Междуречье Сухоны и Юга и верховья Кокшенги (Вологодская область). М., 1980.
Ефименкова 1995 — Ефименкова Б. Б. Оппозиция невеста/девушки в музыкальном коде северорусской свадьбы // Голос и ритуал: Матер. конф., (Москва, май 1995). М., 1995.
С. 94–99. Земцовский 1984 — Земцовский И. И. О природе фольклора в свете исполнительского общения // Искусство и общение: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Э. В. Леонтьева. Л., 1984.
С. 142–150.
Земцовский 1981 — Земцовский И. И. Социальное и музыкальное: От форм музицирования к формам музыки // Сов. музыка. 1981. № 1. С. 84–88.
Калужникова 2013 — Причитания и песни традиционной уральской свадьбы: Исследование, тексты, аудиоприложение / Изд. подготовлено Т. И. Калужниковой. Екатеринбург, 2013.
Калюжная 2008 — Калюжная В. П. Южно- смоленская свадьба междуречья Десны и Сожа: Дис. … канд. искусствоведения М., 2008.
Колесницкая, Телегина 1977 — Колесницкая И. М., Телегина Л. М. Коса и красота в свадебном фольклоре восточных славян // Фольклор и этнография. Связь фольклора с древними представлениями и обрядами: Сб. ст. / Отв. ред. Б. Н. Путилов. Л., 1977. С. 112–122.
Коновалова 2007 — Коновалова Н. И. Сакральный текст как лингвокультурный феномен. Екатеринбург, 2007.
Левинтон 1991 — Левинтон Г. А. Мужской и женский текст в свадебном обряде (свадьба как диалог) // Этнические стереотипы мужского и женского поведения: Сб. ст. / Отв. ред. А. К. Байбурин, И. С. Кон. СПб., 1991.
С. 210–234.
Лотман 1992 — Лотман Ю. М. О двух моделях коммуникации в системе культуры // Избр. ст.: В 3 т. Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин, 1992. С. 76–89.
Медушевский 1993 — Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. М., 1993.
Назайкинский 1982 — Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции. М., 1982. Невская 1990 — Невская Л. Г. Балто-славянское причитание: реконструкция семантической структуры // Исследования в области балто-славянской духовной культуры: Погребальный обряд: Сб. ст. / Отв. ред. Вяч. Вс. Иванов, Л. Г. Невская. М., 1990. С. 135–146.
Рудиченко 2004 — Рудиченко Т. С. Донская казачья песня в историческом развитии. Ростов н/Д, 2004.
Толстая 1992 — Толстая С. М. К прагматической интерпретации обряда и обрядового фольклора // Образ мира в слове и ритуале. М., 1992. С. 33–45. (Балканские чтения - I).
Толстая 2010 — Толстая С. М. Мотив расставания с волей/красотой в севернорусской свадебной причети: поэтика и мифология // «Уведи меня, дорога»: Сб. ст. памяти Т. А. Бернштам / Под ред. Н. Е. Мазаловой, И. Ю. Винокуровой, В. А. Лапина, О. М. Фишман и др. СПб., 2010. С. 151–160.
Успенский 1995 — Успенский Б. А. Поэтика композиции // Успенский Б. А. Семиотика искусства. М., 1995. С. 9–218.
Якобсон 1975 — Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против»: Сб. ст. / Под ред. Е. Я. Басина и М. Я. Полякова. М., 1975. С. 193–229.