ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА РЕЛИГИОЗНОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ СРЕДЫ: ВОСПРИЯТИЕ СВЕТСКИХ ПРАЗДНИКОВ

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
православие, праздники, Новый год, 8 Марта, 23 февраля, Неделя жен-мироносиц
Автор
И. А. БЕССОНОВ
Сведения об авторе
ИГОРЬ АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕССОНОВ
Кандидат филологических наук, независимый исследователь: Российская Федерация, Москва; e-mail: himins@yandex.ru
Аннотация

 В статье анализируется отношение воцерковленных православных людей к популярным в России светским праздникам: Новый год, 23 февраля, 8 Марта, День Победы. Традиция празднования большинства этих дат возникла в годы советской власти, во многом как альтернатива традиционному церковному календарю. По этой причине православные люди достаточно критически отнеслись к новым, введенным сверху, традициям, причем подобное отношение продолжало сохраняться и после крушения Советского Союза. В статье последовательно рассматривается восприятие каждого из светских праздников. Новый год как главный праздник года сложился в 1930-е гг. в результате переосмысления традиционного городского празднования Рождества Христова. По этой причине (а также из-за того, что в результате различия между юлианским и григорианским календарями этот праздник выпадает на Рождественский пост) отношение к Новому году в православной среде традиционно было и остается достаточно сдержанным: как правило, его празднование ограничивается скромным семейным застольем. 8 Марта, праздник революционного женского движения, в послевоенные годы ставший в СССР общепризнанным «женским днем», вызывает еще большее неприятие — как правило, православные женщины не празднуют 8 Марта. В православной среде существует альтернативный дню 8 Марта «православный женский день» — Неделя жен-мироносиц. Восприятие этой даты как женского праздника происходит из народной традиции, в XX в. переосмысленной как альтернатива 8 Марта. 23 февраля, по новой традиции рассматривающееся как парный 8 Марта «мужской праздник», воспринимается в православной среде менее негативно, однако акцент в восприятии этого дня делается на его значении как профессионального дня армии. Восприятие 9 мая, праздника, исторически не связанного с коммунистической идеологией, в православной среде не отличается от характерного для остальных россиян.

Список литературы

Агапкина 2002  — Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. М., 2002.

Ардов 2006  —  Ардов М. Мелочи архи… прото… и  просто иерейской жизни / Узелки на память (книга-перевертыш). М., 2006.

Бессонов 2010  —  Бессонов И.А. Русская эсхатологическая легенда  —  источники, сюжетный состав, поэтика: Дис. … канд. филол. наук. М., 2010.

Душечкина 1995  —  Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ. Становление жанра. СПб., 1995.

Душечкина 2002 — Душечкина Е.В. Русская елка. История, мифология, литература. СПб., 2002.

Карпова 2008 — Карпова Г. Праздник в контексте социальных изменений: традиция и власть. Саратов, 2008.

Князев 1994 — Князев Г.А. Из записной книжки русского интеллигента (1919–1922 гг.) // Русское прошлое: Историко-документальный альманах. Кн. 5. СПб., 1994.

Кураев 1998 — Кураев А. Как делают антисемитом. М., 1998.

Кучерская 1997 — Кучерская М.А. Русский святочный рассказ и проблема канона в литературе нового времени: Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1997.

Мавродин 1972 — Мавродин В.В. «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет». М., 1972. Максимов 1995 — Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. Смоленск, 1995.

Милютина 1997  —  Милютина Т.П. Люди моей жизни. Тарту, 1997.

Миронов 1994  —  Миронов В. 23  февраля. История фальсификации // Новый часовой. 1994. № 1. С. 39–42.

Рольф 2009  —  Рольф М. Советские массовые праздники. М., 2009. Самиздат 2003 — Самиздат Ленинграда: 1950–  1980-е. Литературная энциклопедия. М., 2003.

Соколова 1999  — Соколова Н.Н. Под кровом Всевышнего. М., 1999.

Тарабукина 1999 — Тарабукина А.В. Фольклор и  культура прицерковного круга: Автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 1999.

Юренко 2011  —  Юренко А.И. Праздники в  современном православном приходе (на примере Рождества и Нового года) // Церковные праздники русского народа: от прошлого к настоящему. М., 2011. С. 399–435. Kaplan 1985  —  Kaplan T. On the socialist origins of International Women’s Day // Feminist Studies 11. 1985. № 1. P. 163–171.