Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела фольклора Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН: Российская Федерация, 121069, г. Москва, Поварская ул., д. 25а; тел.: + 7 (495) 690-50-30; e-mail: sorokinasp@mail.ru
В статье рассматривается судьба персонажа народного кукольного театра — Петрушки в послереволюционную эпоху, когда это явление фольклора прекратило аутентичное существование. Отмечается, что уже во второй половине 1920-х гг. появились попытки использовать идею относительно легкого в изготовлении переносного театра, а также любимый и взрослыми, и детьми образ Петрушки в новых воспитательных целях. В пьесах и сценках для детей он функционировал двояко. С одной стороны, эксплуатировался его узнаваемый внешний облик; говоря современным языком, персонаж использовался в качестве бренда. В этом случае внутренняя сущность героя, его характер никак не выявлялись. С другой стороны, создатели «нового» Петрушки пытались придать ему характерность, изменив качества героя в соответствии с требованиями советской идеологии. Попытки сделать этот персонаж проводником советской морали вступали в противоречие со структурой образа, что осознавали и сами создатели «нового» Петрушки. Характер этих противоречий анализируется в статье.
Далее рассматривается попытка использования образа Петрушки в журнале «Веселые картинки». Подчеркивается, что превратить Петрушку в литературный персонаж, не театральными средствами передать его обаяние оказалось чрезвычайно сложно, поскольку весь интерес этого героя заключается в театрально, физически выраженных облике, голосе, движении, жесте. Наиболее удачным опытом претворения образа Петрушки в детской литературе автор считает сказку А. Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». В статье излагается творческая история произведения. Обосновываются связи Буратино с героем народного кукольного театра. Показывается, что именно обращение к традиционному образу Петрушки позволило А. Н. Толстому создать яркий образ героя детской книги, не потерявшего своей привлекательности и сегодня.
Агиенко, Поляков 1927 — Агиенко А., Поляков А. Советский Петрушка. Содержание, методика и техника кукольного театра.
М., 1927.
Богатырев 1971 — Богатырев П. Г. Народный театр чехов и словаков // Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971. С. 11–166. Веселые картинки 1956 — Веселые картинки. 1956. № 4.
Греф 2009 — Греф А. М. Голос куклы в традиционном театре кукол // Живая кукла. М., 2009. С. 166–185.
Ильина 2009 — Ильина М. С. А вот и товарищ Петрушка! Образ Петрушки в советском агитационном театре // Живая кукла. С. 186–203.
Кацис 1997 — Кацис Л. Ф. Кто такой Буратино? (Марионетка в русской прозе 1920–1930-х годов) // Изв. АН. Сер. литературы и языка. № 2. 1997. Т. 56. С. 40–47.
Коллоди 1906 — Коллоди Ч. Пиноккио. Приключения деревянного мальчика. М., 1906.
Коллоди 1924 — Коллоди К. Приключения Пиноккио. Берлин, 1924.
Липовецкий 2008 — Липовецкий М. Буратино: утопия свободной марионетки // Веселые человечки. НЛО. М., 2008. Вып. LXXIV. С. 125–152.
Лотман 1998 — Лотман Ю. М. Куклы в системе культуры // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998. С. 645–649.
Некрылова 1980 — Некрылова А. Ф. Предисловие // Симанович-Ефимова Н. Записки петрушечника и статьи о театре кукол. Л., 1980 С. 5–32.
Некрылова 1984 — Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Л., 1984.
Петровский 1986 — Петровский М. Что отпирает «Золотой ключик»? // Петровский М. Книги нашего детства. М., 1986.
С. 147–220.
Поспелова 1927 — Поспелова Н. Петрушка в детском саду. М. ; Л., 1927.
Прохоров — Прохоров А. Три Буратино: Эволюция советского киногероя // Веселые человечки. НЛО. Вып. LXXIV. М., 2008.
С. 153–180.
Симанович-Ефимова — Симанович-Ефимова Н. Я. Записки петрушечника. М. ; Л., 1925.
Степанов 2001 — Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. М., 2001.
С. 811–825. Тарасов 1936 — Тарасов Г. Театр Петрушки. Л., 1936.
Толстая 1997 — Толстая Е. Д. Буратино и подтексты Алексея Толстого // Изв. АН. Сер. литературы и языка. 1997. № 2. Т. 56.
С. 28–39.
Толстой 1948 — Толстой А. Н. Золотой ключик, или Приключения Буратино // Толстой А. Н. Полное собрание сочинений: В 15 т. М., 1948. Т. 12. С. 59–136.
Уварова 2011 — Уварова И. П. «Золотой ключик» и Серебряный век: (Миф и мистификация) // Вопросы театра. 2011. № 1–2.
С. 206–228.
Уварова 2012 — Уварова И. П. «Золотой ключик» и Серебряный век (Миф и мистификация) // Культурологические записки. Искусство и современная мифология. М., 2012. Вып. 13. С. 238–267.
Чернышева 1995 — Чернышева М. А. Утверждая игру… (Из творческой истории «Золотого ключика» А. Н. Толстого // А. Н. Толстой. Новые материалы и исследования. М., 1995. С. 110–119.