Разновременные записи песни «Шара Гюргю» эпоса «Джангар»: сохранность текста

Альманах
Ключевые слова
эпос «Джангар», джангарчи, текст, типические места, формула, сюжетно-композиционная структура, сохранность
Автор
Б.Б. Манджиева
Сведения об авторе
Байрта Барбаевна Манджиева
https://orcid.org/0000-0002-5644-3340
Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела фольклора и литературы Калмыцкого научного центра РАН:
Российская Федерация, 358000, г. Элиста, ул. им. И. К. Илишкина, д. 8;
тел.: +7 (84722) 3-55-06; e-mail: mbbairta@yandex.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2022.23.4.003
Благодарность

Исследование проведено в рамках государственной субсидии — проект «Устное и письменное наследие монгольских народов России, Монголии и Китая: трансграничные традиции и взаимодействия» (регистрационный номер АААА-А19–119011490036–1).

Аннотация

В статье рассматривается песнь «Шара Гюргю» в трех разновременных записях: 1) Малодербетовский цикл (1862); 2) аудиозапись в исполнении джангарчи Телтя Лиджиева (1970); 3) Михаила Манджиева (1971) — с целью определения степени устойчивости и изменчивости текста у разных сказителей. Сравнительный анализ сюжетно-композиционной структуры, мотивов и типических мест в разновременных записях у разных джангарчи показал, что на протяжении более чем столетнего бытования песни «Шара Гюргю» сохраняется ее содержательная основа, которая «привязывает в “пучок”» все остальное вербальное воплощение той или иной формулы. Джангарчи Т. Лиджиев и М. Манджиев придерживаются опорных моментов, но в процессе воспроизведения текста применяют свои знания и умения в том изложении, в каком они были усвоены от предшественников. В количественном плане употребление общих мест различается. Так, из 43 типических мест Малодербетовского цикла в тексте Т. Лиджиева сохранилось 36, в тексте М. Манджиева — 24. Сокращение типических мест в поздних записях обусловлено тем, что джангарчи стремились передать основное содержание песни, опуская при этом такие общие места, как выстойка коня, седлание коня, одевание богатыря, отъезд богатыря, оружие богатыря, получение вести, напоминание конем герою о родной земле, картина разоренной страны, клеймение, пир. Сокращение этих типических мест не повлияло на стройность и лаконичность песни, потому как сюжетно-композиционная структура и мотивный фонд сохранились почти в полном объеме.

Список литературы

Источники и материалы

Джангар 2020 — Калмыцкий героический эпос «Джангар»: Малодербетовский цикл / Вступ. ст. Б. Б. Манджиевой; Сверка текстов песен с оригиналом на «ясном письме» Б. Б. Горяевой, Б. Б. Манджиевой, Ц. Б. Селеевой; Пер. Т. А. Михалевой; Прим., коммент., словарь, указатели Б. Б. Манджиевой, Т. А. Михалевой; Отв. ред. Г. Ц. Пюрбеев, С. Ю. Неклюдов, В. В. Куканова. М.: Первая Образцовая типография, 2020. (Свод калмыцкого фольклора).

Җаңһр 1978 — Җаңһр. Хальмг баатрлг дуулвр (25 бөлгин текст: 1–2 боть) (Джангар. Калмыцкий героический эпос (тексты 25 песен)): В 2 т. Т. 1 / Сост. А. Ш. Кичиков; Ред. Г. И. Михайлов. М.: Наука: ГРВЛ, 1978.

НА КалмНЦ РАН — Научный архив Калмыцкого научного центра РАН.

РО БВФ СПбГУ — Рукописный отдел библиотеки восточного факультета Санкт-Петербургского университета. 

 

Исследования

Авлиев 2013 — Авлиев В. Н. Динамика численности калмыков в последней четверти XIX в. (на материалах Малодербетовского улуса Калмыцкой степи Астраханской губернии) // Вестник Калмыцкого университета. 2013. № 1 (17). С. 50–55.

Гацак 2002 — Гацак В. М. Этнопоэтические константы фольклоре — уровни, изголоссы, «мультимедийные» формы (на славянском и неславянском материале) // Литература, культура и фольклор славянских народов: Матер. XIII Междунар. съезда славистов (Любляна, август 2003) / Отв. ред. Л. И. Сазонова. М.: ИМЛИ РАН, 2002. С. 311–324.

Гацак 1989 — Гацак В. М. Устная эпическая традиция во времени: Историческое исследование поэтики. М.: Наука, 1989.

Гацак 1997 — Гацак В. М. Теоретическое постижение многомерности фольклора // Современная текстология: теория и практика: Матер. конф. (21–22 октября 1996 г.). М.: Наследие, 1997. С. 103–112.

Гацак 2000 — Гацак В. М. Фольклор — память традиции: (Уровни и формы этнопоэтической константности) // Вестник Дагестанского научного центра. 2000. № 8. С. 94–103.

Гринцер 1974 — Гринцер П. А. Древнеиндийский эпос: Генезис и типология. М.: Наука: ГРВЛ, 1974.

Кичиков 1976 — Кичиков А. Ш. Исследование героического эпоса «Джангар»: (Вопросы исторической поэтики). Элиста: Калм. кн. издво, 1976.

Мирзаева 2021 — Мирзаева С. В. К постановке проблемы ввода в научный оборот аутентичных записей фольклорных текстов (на материале Малодербетовского цикла эпоса «Джангар») // Новый филологический вестник. 2021. № 2 (57). С. 422–429.

Орус-оол 2001 — Орус-оол С. М. Тувинские героические сказания (текстология, поэтика, стиль). М.: МАКС Пресс, 2001.

Путилов 1966 — Путилов Б. Н. Искусство былинного певца: (Из текстологических наблюдений над былинами) // Принципы текстологического изучения фольклора / Отв. ред. Б. Н. Путилов. М.; Л.: Наука. Ленингр. отдние, 1966. С. 220–259.

Путилов 1997 — Путилов Б. Н. Эпическое сказительство. Типология и этническая специфика. М.: Вост. лит., 1997.

Черняева 1976 — Черняева Н. Г. К исследованию типологии искусства былинного сказите­­­ля // Советская этнография. 1976. № 5. С. 26–35.

Черняева 1980 — Черняева Н. Г. Опыт изучения эпической памяти (на материале бы-лин) // Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР: поэтика и стилистика / Отв. ред. В. М. Гацак. М.: Наука, 1980. С. 101–134.

Для цитирования

Манджиева Б. Б. Разновременные записи песни «Шара Гюргю» эпоса «Джангар»: сохранность текста // Традиционная культура. 2022. Т. 23. № 4. С. 29–41.