Русская народная эсхатология и эсхатология поздней античности: структурные и мотивные параллели

Альманах
Ключевые слова
русская народная эсхатология, эсхатологические мифы, литература поздней античности, Сивиллины книги
Автор
И.А. Бессонов
Сведения об авторе
Игорь Александрович Бессонов
https://orcid.org/0000-0002-6292-3375
Кандидат филологических наук, доцент Российского биотехнологического университета (Росбиотех):
Российская Федерация, 125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 11;
тел.: +7 (499) 750-01-11; e-mail: himins@yandex.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2024.25.1.008
Аннотация

Темой статьи является сопоставление славянских народных эсхатологических рассказов с традициями, дошедшими до нас в составе литературы поздней античности. Основным предметом анализа является модель, конструирующая будущий конец света по модели эсхатологических мифов и рисующая будущие эсхатологические события как череду мировых катастроф, за которыми последует обезлюдение земли и будущее возрождение жизни от небольшой группы оставшихся в живых людей или от единственной оставшейся в живых человеческой пары. Произведениями, демонстрирующими наибольшую сюжетную и мотивную близость к славянской народной эсхатологии, являются I–II книги Оракулов Сивиллы, 15–16-я главы Третьей книги Ездры и эсхатологический раздел «Божественных установлений» христианского апологета Луция Лактанция. Определенную близость к этой модели также демонстрируют отдельные мотивы, дошедшие в составе произведений римских поэтов дохристианской эпохи (IV эклога Вергилия, поэма «Фарсалия, или Поэма о гражданской войне» Марка Аннея Лукана). Анализ этих текстов позволяет заключить, что бытовавшие в Римской империи эсхатологические представления имели много общего с более поздней славянской народной эсхатологией, причем во многих случаях имеющиеся параллели не могут быть результатом поздних влияний христианской книжности. Их наиболее вероятными объяснениями могут быть культурные контакты славян с античным миром в эпоху Великого переселения народов, общее индоевропейское наследие или более древнее бытование аналогичных эсхатологических представлений среди населения Евразии.

Список литературы

Источники и материалы

АКФ — Архив кафедры русского устного творчества филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

КА — Каргопольский архив. Лаборатория фольклористики РГГУ.

НТК 2002 — Народная традиционная культура Псковской области: обзор экспедиционных материалов: [В 2 т.]. СПб.; Псков: Изд-во Псков. обл. центра нар. творчества, 2002. Т. 1.

ПЗС 2005 — По заветам старины: мифологические сказания, заговоры, поверья старообрядцев Литвы / Изд. подгот. Ю. А. Новиков. СПб.: Тропа Троянова, 2005.

РК 2007 — Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы: Материалы «Этнографического бюро» князя В. Н. Тенишева / [Авт.-сост. И. И. Шангина]. СПб.: Деловая полиграфия, 2004–. Т. 5. Ч. 1. СПб., 2007.

СФ 2001 — «Взойду ли я на гору высокую, увижу ли я бездну глубокую...» Старообрядческий фольклор Нижегородской области / Отв. ред. Г. В. Любимова. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001.

ТФ 2006 — Традиционный фольклор Новгородской области: пословицы и поговорки, загадки, приметы и поверья, детский фольклор, эсхатология: по записям 1963–2002 гг. / Сост. М. Н. Власова, В. И. Жекулина. СПб.: Тропа Троянова, 2006.

ФА ВШЭ — Фольклорный архив факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ.

 

Исследования

Белова 2004 — «Народная Библия»: восточнославянские этиологические легенды / Сост. и коммент. О. В. Беловой. М.: Индрик, 2004.

Белоусов 1991 — Белоусов А. Ф. Последние времена // “Aequinox”: Сб. памяти о. А. Меня / [Ред.-сост. И. Г. Вишневецкий, Е. Г. Рабинович]. М.: Carte Blanche, 1991. С. 9–33.

Бессонов 2014а — Бессонов И. А. Русская народная эсхатология: история и современность. М.: Гносиз, 2014.

Бессонов 2014б — Бессонов И. А. «Сивиллино пророчество о судном дни» в старообрядческой книжности XVIII–XIX вв. // Старообрядчество: история, культура, современность: Материалы. М.: Музей истории и культуры старообрядчества, 2014. С. 49–63.

Бессонов 2014в — Бессонов И. А. Содом и Ниневия в древнерусской книжности и фольклоре // Живая старина. 2014. № 2. С. 13–15.

Бессонов 2015 — Бессонов И. А. Фольклор и обряды галичских татар // Живая старина. 2015. № 1. С. 40–43.

Голева 2011 — Голева Т. Г. Мифологические персонажи в системе мировоззрения комипермяков. СПб.: Маматов, 2011.

Зудин 2007 — Зудин А. И. Легенды липован Краснодарского края // Живая старина. 2007. № 4. С. 47–50.

Зудин 2012 — Зудин А. И. Легенды некрасовских казаков // Казаки-некрасовцы: язык, история, культура. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2012. C. 331–347.

Карпов 2002 — Карпов А. Ю. Об эсхатологических ожиданиях в Киевской Руси в начале XI — конце XIII века // Отечественная история. 2002. № 2. С. 3–15.

Каспина 2002 — Каспина М. М. Образы Адама и Евы в народной культуре Каргополья // Живая старина. 2002. № 2. С. 3–15.

Маслинский 2000 — Маслинский К. А. Эсхатологические рассуждения современных крестьян // Традиция в фольклоре и литературе. СПб.: СПбГУ. Акад. гимназия, 2000. С. 91–104.

Маслинский 2000а — Маслинский К. А. «Литва — она всё зальет» // Живая старина. 2000. № 3. С. 5–9.

Семенченко 2015 — Семенченко Л. В. Апамейская легенда о Ноевом ковчеге // Вестник древней истории. 2015. № 2 (293). С. 119–139.

Хазанова 2019 — Хазанова С. И. «Видение Исайи о последнем веке» и «Слово святого Исайи, сына Амосова, о последних днях» в славянской письменности // Русь, Россия. Средневековье и Новое время. 2019. № 6. С. 78–82.

Юрченкова 2009 — Юрченкова Н. Г. Мифология в культурном сознании мордовского этноса: генезис и трансформации. Саранск: Науч.-иссл. ин-т гуманитарных наук при Правительстве Респ. Мордовия, 2009.

Bergren 1998 — Bergren T. A. Sixth Ezra. The Text and Origin. New York; Oxford, 1998.

Collins 1998 — John J. C. The Apocalyptic Imagination an Introduction to Jewish Apocalyptic Literature. Livonia, 1998.

Downing 1995 — Downing F. G. Cosmic Eschatology in the First Century: «Pagan», Jewish and Christian. L’Antiquité Classique, 1995. T. 64. Pp. 99–109.

Lightfoot 2007 — Lightfoot J. L. The Sibylline Oracles. With Introduction, Translation, and Commentary on the First and Second Books. New York, 2007.

McGinn 1979 — McGinn B. Apocalyptic Spirituality. Treatises and Letters of Lactan­tius, Adso of Montier-en-Der, Joachim of Fiore, the Franciscan Spirituals, Savonarola. Mahwah, 1979.

Parke 1988 — Parke H. W. Sibyls and Sibylline Prophecy in Classical Antiquity. London; New York, 1988.

Trebilco 1991 — Trebilco P. R. Jewish Communities in Asia Minor. Cambridge, 1991.

Для цитирования

Бессонов И. А. Русская народная эсхатология и эсхатология поздней античности: структурные и мотивные параллели // Традиционная культура. 2024. Т. 25. № 1. С. 123–136.