orcid.org/0000-0002-9041-1342
Кандидат филологических наук, научный сотрудник Управления научно-исследовательской и научной деятельностью, доцент кафедры русского языка, литературы и журналистики Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова:
432071, Российская Федерация, г. Ульяновск, пл. Ленина, д. 4/5;
тел. +7 (8422) 44-19-09; e-mail: antonina.antonina282@yandex.ru
Работа проведена в рамках выполнения Государственного задания Министерства образования и науки РФ № 34.6993.2017/БЧ «Специфика функционирования традиционной культуры и фольклора в процессе освоения русскими флористико-географических районов Ульяновского (Симбирского) Поволжья XVIII–XX вв.».
В статье рассматривается зависимость характеристик устного фольклорного текста (тип вариативности, особенности текстообразования) от статуса объекта, о котором рассказывается. Статус объекта — характеристика подвижная. При анализе необходимо учитывать две тенденции: синхроническую (место бытования текста: в непосредственной близости к сакральному месту или в удалении от него) и диахроническую. При официальном признании локуса вариативность при передаче рассказов о нём снижается. При ретрансляции осуществляется пересказ всем известного сюжета. Для информационного фонда локальных сакральных локусов, не имеющих официального признания, характерен не пересказ, а рассказ, подчинённый законам фольклорного текстообразования. Единичные записи легенд, объясняющих сакрализацию родника, практически ничего не дают исследователю. Так же как и малоинформативными оказываются и многие сборники фольклорных легенд, построенные по тематическому признаку. Исследование информационного фонда сакральных локусов — трудоёмкий процесс, требующий пристального внимания исследователей.
Адмони 1994 — Адмони В. Г. Система форм речевого высказывания. СПб., 1994.
Атаман 2015 — Атаман Л. В. Исследование сакрального пространства региона: методология и принципы // Псковский региональный журнал. 2015. №3. С. 107–117.
Ауновский 1870 — Ауновский В. Село Промзино в 1739 году, по отказным книгам Алатырского уезда, и сравнение его с нынешним // Симбирский сборник. Т. 2. / Под ред. Вл. Ауновского. Симбирск, 1870.
Белов 1964 — Белов А. В. Разоблачение легенды // Белов А. В. Правда о «святых местах». М., 1964. С. 30–36.
Веденин 2003 — Веденин Ю. А. Информационные основы изучения и формирования культурного ландшафта как объекта наследия // Известия РАН. Сер. географическая. № 3. 2003. С. 7–13.
Виноградов 2004 — Виноградов В. В. Механизмы трансляции сакральной информации (на примере почитаемых мест Северо-Запада России) // Механизм передачи фольклорной традиции: Матер. XXI Междунар. молодеж. конф. памяти А. Горковенко. / Отв. ред. Н. Н. Абубакирова-Глазунова. СПб., 2004. С. 232–249.
Заметки Симбирского губернатора 1893 — Заметки Симбирского губернатора при объезде им всех уездов Симбирской губернии в июле, августе и сентябре месяцах 1893 года. — Симбирск, 1893.
Из путевых заметок 1866 — Из путевых заметок по Буинскому уезду // Материалы для истории и статистики Симбирской губернии. Вып. I. Симбирск, 1866. С. 32.
Из путевых заметок 1866 — Из путевых заметок по Буинскому уезду // Материалы для истории и статистики Симбирской губернии. Вып. I. Симбирск, 1866. С. 32–41.
Исаченко 2006 — Исаченко Г. А. Культурный ландшафт как объект дискуссии // URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23195018 (дата обращения: 20.08.18).
Карамзин 1893 — Явление чудотворной иконы святого Николая Мирликийского в Городище Промзине Симбирской губернии и исторический очерк Промзина. / Сост. П. Карамзин. Саратов, 1893.
Конец «святых» колодцев 1960 — Конец «святых» колодцев // Ульяновская правда. 1960 г. 12 мая. С. 4.
Культурный ландшафт 1998 — Калуцков В. Н., Иванова А. А., Давыдов Ю. А., Фадеева Л. В., Родионов Е. А. Культурный ландшафт Русского Севера: Пинежье, Поморье. М., 1998.
Липатова 2012а — Липатова А. П. Вариативность текста и проблема определения территориальных границ фольклорного диалекта // Фольклористика и культурная антропология сегодня: тезисы и матер. Международной школы-конф. / Сост. А. С. Архипова, С. Ю. Неклюдов, Д. С. Николаев. М., 2012. С. 75–84.
Липатова 2012б — Липатова А. П. Народно-религиозные представления и практики // Традиционная культура Ульяновского Присурья. Этнодиалектный словарь. / Ответств. ред. д. ист. н. И. А. Морозов, д. филол. н. М. П. Чередникова. М., 2012. С. 97–116.
Липатова 2013 — Липатова А. П. К вопросу о вариативности фольклорного текста // Антропологический форум. 2013. № S18. С. 3–27.
Неклюдов 2005 — Неклюдов С. Ю. Традиции устной и книжной культуры: соотношение и типология // URL: http://www.ruthenia.ru/ folklore/ nekludov3.htm (дата обращения: 20.08.18).
Платонов 2005 — Платонов Е. В. Сельская округа на Северо-Западе России в её духовно-историческом развитии. Автореф. дисс… канд. ист. наук. СПб., 2005. С. 15–18.
Соловьёв 1910 — Соловьёв А. Николаевская Городищенская пустынь // Упразднённые монастыри и пустыни Симбирской Епархии А. Соловьёва, члена СГУАК. Симбирск, 1910. С. 45–55. Т
окмаков 1895 — Историко-статистическое и археологическое описание села Промзино-Городище Алатырского уезда, Симбирской губернии. / Сост. И. Токмаков. М., 1895.
Фадеева 1998 — Фадеева Л. В. Духовно-религиозные основы культурного ландшафта Пинежья (к проблеме иерархической организации культурного ландшафта) // Калуцков В. Н., Иванова А. А., Давыдов Ю. А., Фадеева Л. В., Родионов Е. А. Культурный ландшафт Русского Севера: Пинежье, Поморье (Семинар «Культурный ландшафт»: первый тематический выпуск докладов). М., 1998. С. 79–107.
Шевченко 1999 — К истории культа местночтимых икон: два текста из современных рукописных поминальных тетрадей. Публикация В. Ф. Шевченко // Духовная культура русских Среднего Поволжья: Материалы полевых исследований. / Отв. ред. М. Г. Матлин. Ульяновск, 1999. С. 94–110.
Щепанская 1995 — Щепанская Т. Б. Кризисная сеть (традиции духовного освоения пространства) // Русский Север: к проблеме локальных групп. СПб., 1995.
Яхонтов 1903 — Яхонтов А. Явленные и чудотворные иконы епархии // Симбирские епархиальные ведомости. 1903. № 5. С. 126– 129.